«Концептуальные основания современной этнополитики России»
Актуальность темы состоит в том, что эффективная реализация политического курса невозможна без четкого выбора субъектов, объектов, направленности, приоритетов и методов управления. Увы, в постсоветской России проблематика регулирования этнической сферы общества часто описывается в устаревших категориях «национальной политики». Термин «этнополитика» в научном смысле определеннее и не несет идеологической предвзятости сравнительно с привычной «национальной политикой». В мировой науке концептуально обосновал применение термина «ethnopolitics» Джозеф Ротшильдв работе «Этнополитика: концептуальная рамка» (1982 г.) [6, р. 117].
Подчеркнем, что используется понятие «politics» (т. е. совокупная деятельность всех субъектов политического процесса, в т. ч. негосударственных), а не «policy» (т. е. целенаправленная деятельность государственных органов). Это принципиально важно для понимания коренных различий этнополитики в условиях демократии и авторитаризма, а также в аспекте содержания курса. Государственная этнополитика — «ядро» всей системы этнополитики, но не может быть тождественна всей системе. Поэтому политическая наука исследует этнополитику системно, а не только в государственно-нормативном аспекте, как юриспруденция. Политологов интересуют взаимоотношения государства с этническими группами и институтами общества: элитами, партиями, движениями, общественными организациями, СМИ, религиозными структурами и др., а также взаимодействие государственного курса с этнокультурными феноменами (по В.А. Ачкасову) [1, с. 4]. Современная этнополитика не только управляет этническими процессами, но и зависит от них по принципу обратной связи.
Макрополитические факторы, определяющие цели и методы этнополитики, таковы (по обобщениям А.Р. Аклаева [2, с. 324] с нашими коррективами):
· модели этностатусной стратификации всего общества, его региональных и местных подсистем;
· структура политических возможностей (конституционные и другие правовые нормы, которые государственные органы власти должны соблюдать);
· наличие у государства политических ресурсов;
· существующие политические группировки внутри органов государственной власти, в элитах и этнических движениях;
· типология политики государства;
· стратегии и тактики этнополитических движений;
· модели этнической идентичности, их различия на региональном и местном уровне этнических групп; изменения этнического самосознания.
Особенно важно не ограничиваться изучением нормативно-правовых актов, а делать акцент на реальной политике субъектов этнополитического процесса. Однако она часто отличается от благих пожеланий законодателей. Реальная политика выявляется на основе методов социологического и политического анализа.
Начать надо с оценки общественной среды этнополитики. Россия — полиэтничное общество, в котором развиваются многообразные и подчас противоречивые этносоциальные процессы. Россия — общество многосоставное, а в ряде регионов — и разделенное (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня). Российское государство создано совместными усилиями многих народов, имевших формы институционального участия во власти (территориальные автономии), каналы устойчивой рекрутации в государственную элиту. «Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов», как констатирует пока еще действующая Концепция Государственной национальной политики РФ (1996 г.) [3].
Этнополитика, конечно, имеет противоречия, как всякая система. Часть противоречий извечна и неустранима, их можно только перевести в институциональные и цивилизованно управляемые формы. Таковы противоречия между интересами общегосударственного, регионального и местного уровней власти; между унификацией и сепаратизмом; между этнонационализмом и космополитизмом; интересами различных этнических элит.
Другая часть противоречий этнополитики вызвана динамическими факторами: неравномерностью вовлечения этнических групп и ареалов их расселения в процессы модернизации; внешнеполитическими и геополитическими обстоятельствами (войны, трансграничные конфликты); эффективностью и целями государственных стратегий курса.
Необходим поиск более совершенных моделей политики, которыепозволили бы органично сочетать этнические и надэтнические интересы, особенное и своеобразное в едином полиэтничном государстве.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Современная этнополитика может быть определена как целенаправленная стратегия регулирования этнических отношений. Этнополитика включает в себя теорию, принципы, основные направления, систему мер и механизмов реализации. Главное в содержании этнополитики — управление этническими интересами с учётом их общности и различий, степени их законности и конструктивности для всего обществ [5]. Государственные органы власти должны заниматься оптимизацией межэтнических отношений, т. е. находить и поддерживать механизмы интеграции этнических интересов в рамках демократии. Этнополитика — один из отраслевых видов деятельности акторов политики. Она не может быть изолирована от экономической, социальной, культурной, религиозной, внешней и других видов политики. Напротив, они взаимосвязаны.
Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [4] была утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений. Данная Концепция действует и сейчас, хотя потребность коренного реформирования этнополитики ощущается всё сильнее. Согласно Концепции 1996 г., государственная национальная политика основана на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права. Политика выражается в системе федеральных законов; законов субъектов Российской Федерации; договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Тем самым, признана приоритетность Концепции в сфере правового регулирования межэтнических отношений сравнительно с текущими законами.
Основные принципы национальной политики в Российской Федерации:
· равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
· запрещение любых ограничений прав граждан;
· сохранение сложившейся целостности Российской Федерации;
· равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
· гарантии прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
· право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
· содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;
· своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
· запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
· защита прав и интересов граждан РФ за её пределами; поддержка соотечественников в зарубежных странах в области сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления их связей с Родиной.
Основные цели государственной национальной политики РФ: обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России; упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Задачи этнополитики России в сфере внутренней политики таковы:
· формирование федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России;
· создание правовой базы регулирования федеративных и национальных отношений;
· объединение усилий всех институтов государства и гражданского общества для достижения национального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;
· обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;
· выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
· разрешение возможных конфликтов между субъектами РФ путем согласительных процедур на основе действующего законодательства;
· обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
· борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.
Списоклитературы:
Ачкасов В.А. Этнополитология. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 337 с.
Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. 2‑е изд. М.: Дело, 2008. — 472 с.
Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // Российская газета. — 1996. — 10 июля.
Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // Российская газета. — 1996. — 10 июля.
Цапко М.И. Управление этническими процессами на региональном уровне: Автореф. дис. …канд. полит. наук. — Ставрополь, 2005. — 24 с.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Rotschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. — N.Y.: Columbia University Press, 1982. — 290 р.