«Внешняя политика и дипломатия Великобритании в отношении Европейского Союза: путь к возрождению империи (1997–2011 гг.)»

За этот период окружающий нас мир как сложнейший механизм международного взаимодействия, положительно, претерпел заметные, качественные изменения . Современная политическая...

«Инновационная политика в реализации инновационного развития предприятия»

Выявлена и обоснована необходимость реализации сложного процесса разработки инновационной политики предприятия. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить...

«Внешняя политика президента В.Ф. Януковича»

Внешняя политика от Ющенко стала «притчей во языцах». Более  деструктивной международной тактики Украинское государство не знало за все...

«Тенденции развития российской государственной стратегии электронного правительства»

Однако, в экспертном сообществе создание в России «электронного государства» вызывает немало острых вопросов, кроме того по мнению О.В. Петрова не...

«Место элитарных институтов в политической системе современного российского общества»

Вертикальный современный российский политический процесс, обусловливая иерархическое устройство политической структуры управления и коммуникации политической системы, выводит на первую...

«Перспективы исследований коллективной памяти для формирования российской идентичности»

Однако, 5 февраля 2011 г. в речи на 47-й международной конференции по безопасности в Мюнхене он углубил постановку вопроса,...

«Международное сообщество в борьбе с торговлей людьми»

Все великие мировые культуры, включая культуры Месопотамии, Китая, Египта и Индии, принимали рабство, как жизненный факт . Такая практика...

«Каспийский регион в системе новой энергетической политики Европы»

Большинство ресурсов Каспийского региона не разработаны, а только начинают разрабатываться, что влечет за собою особые интересы ведущих стран...

«Современное понимание патриотизма в молодежной среде»

  Некоторые исследователи отмечают, что радикальная трансфор­мация ценностных ориентаций российской молодежи в последние 20 лет идет преимущественно в направлении...

Politico: ЕК предупреждает о риске конфликтов в ЕС из-за воды на фоне изменения климата

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Еврокомиссия (ЕК) предупреждает о возможном возникновении конфликтов между странами-членами ЕС из-за водных ресурсов...

Песков: слова Литвы о “нейтрализации” Калининграда – повод усилить безопасность

МОСКВА, 28 фев – ПРАЙМ. Калининградская область и ее столица — это российский регион и так будет всегда....

«Сравнительный анализ государственной политики интеграции мигрантов в странах запада и Российской Федерации»

Ключевые слова: иммиграция,интеграция,мультикультурализм. Решение проблемы эффективной реализации миграционной политики, а также разработка действенных концепций интеграции мигрантов в принимающий...

«Общественно-политический протестный дискурс в России (на примере реформы образования)»

Реформирование социальной бюджетной сферы всегда очень болезненно для общества и вызывает бурю откликов, так как непосредственно затрагивает всех...

«Влияние геополитических интересов ЕС, США и России на процесс реализации внешней политики Украины»

Во-первых в ее внутренней политике сформирована такая ситуация, которая делает невозможным сворачивание экономических и политических реформ и процесса...

«Лоббистская деятельность в зарубежных странах: сравнительный анализ особенностей правового регулирования»

США. Американское лоббирование не только самое старое в мире, но и самое передовое. Согласно официальным данным, за период...

«Проблемы отношений Южной Кореи со странами центральной Азии на постсоветском пространстве»

В свою очередь, странам Центральной Азии (ЦА) Сеул нужен в качестве нового партнёра в экономическом развитии, поскольку значительное...

Трамп: Скотт и Эббот рассматриваются как кандидаты на пост вице-президента

МОСКВА, 1 мар – ПРАЙМ. Бывший президент США Дональд Трамп заявил, что в рамках нынешней выборной кампании рассматривает...

Песков заявил о неизбежности столкновения с НАТО при отправке войск на Украину

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Если военные стран НАТО появятся на территории Украины, то конфликт России с альянсом...

«Концептуальные основания современной этнополитики России»

Актуальность темы состоит в том, что эффективная реализация политического курса невозможна без четкого выбора субъектов, объектов, направленности, приоритетов...

Верховная Рада рассмотрит новый закон о мобилизации. Комментарий Георгия Бовта

До начала боевых действий в экономике Украины работали около 10 млн человек, около половины в частном секторе, так...

«Концептуальные основания современной этнополитики России»

Актуальность темы состоит в том, что эффективная реализация политического курса невозможна без четкого выбора субъектов, объектов, направленности, приоритетов и методов управления. Увы, в постсоветской России проблематика регулирования этнической сферы общества часто описывается в устаревших категориях «национальной политики». Термин «этнополитика» в научном смысле определеннее и не несет идеологической предвзятости сравнительно с привычной «национальной политикой». В мировой науке концепту­ально обосновал применение термина «ethnopolitics» Джозеф Ротшильдв работе «Этнополитика: концептуальная рамка» (1982 г.) [6, р. 117].

Подчеркнем, что используется понятие «politics» (т. е. совокупная деятельность всех субъектов политического процесса, в т. ч. негосу­дарственных), а не «policy» (т. е. целенаправленная деятельность государственных органов). Это принципиально важно для понимания коренных различий этнополитики в условиях демократии и авторитаризма, а также в аспекте содержания курса. Государственная этнополитика — «ядро» всей системы этнополитики, но не может быть тождественна всей системе. Поэтому политическая наука исследует этнополитику системно, а не только в государственно-нормативном аспекте, как юриспруденция. Политологов интересуют взаимо­отношения государства с этническими группами и институтами общества: элитами, партиями, движениями, общественными организациями, СМИ, религиозными структурами и др., а также взаимодействие государственного курса с этнокультурными феноменами (по В.А. Ачкасову) [1, с. 4]. Современная этнополитика не только управляет этническими процессами, но и зависит от них по принципу обратной связи.

Макрополитические факторы, определяющие цели и методы этнополитики, таковы (по обобщениям А.Р. Аклаева [2, с. 324] с нашими коррективами):

· модели этностатусной стратификации всего общества, его региональных и местных подсистем;

· структура политических возможностей (конституционные и другие правовые нормы, которые государственные органы власти должны соблюдать);

· наличие у государства политических ресурсов;

· существующие политические группировки внутри органов государственной власти, в элитах и этнических движениях;

· типология политики государства;

· стратегии и тактики этнополитических движений;

· модели этнической идентичности, их различия на регио­нальном и местном уровне этнических групп; изменения этнического самосознания.

Особенно важно не ограничиваться изучением нормативно-правовых актов, а делать акцент на реальной политике субъектов этнополитического процесса. Однако она часто отличается от благих пожеланий законодателей. Реальная политика выявляется на основе методов социологического и политического анализа.

Начать надо с оценки общественной среды этнополитики. Россия — полиэтничное общество, в котором развиваются многообразные и подчас противоречивые этносоциальные процессы. Россия — общество многосоставное, а в ряде регионов — и разделенное (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня). Российское государство создано совместными усилиями многих народов, имевших формы институционального участия во власти (территориальные автономии), каналы устойчивой рекрутации в государственную элиту. «Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов», как констатирует пока еще действующая Концепция Государственной национальной политики РФ (1996 г.) [3].

Этнополитика, конечно, имеет противоречия, как всякая система. Часть противоречий извечна и неустранима, их можно только перевести в институциональные и цивилизованно управляемые формы. Таковы противоречия между интересами общегосударствен­ного, регионального и местного уровней власти; между унификацией и сепаратизмом; между этнонационализмом и космополитизмом; интересами различных этнических элит.

Другая часть противоречий этнополитики вызвана динамичес­кими факторами: неравномерностью вовлечения этнических групп и ареалов их расселения в процессы модернизации; внешнеполити­ческими и геополитическими обстоятельствами (войны, трансгра­ничные конфликты); эффективностью и целями государственных стратегий курса.

Необходим поиск более совершенных моделей политики, которыепозволили бы органично сочетать этнические и надэтнические интересы, особенное и своеобразное в едином полиэтничном государстве.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Современная этнополитика может быть определена как целена­правленная стратегия регулирования этнических отношений. Этнополитика включает в себя теорию, принципы, основные направления, систему мер и механизмов реализации. Главное в содержании этнополитики — управление этническими интересами с учётом их общности и различий, степени их законности и конструктивности для всего обществ [5]. Государственные органы власти должны заниматься оптимизацией межэтнических отношений, т. е. находить и поддерживать механизмы интеграции этнических интересов в рамках демократии. Этнополитика — один из отраслевых видов деятельности акторов политики. Она не может быть изолирована от экономической, социальной, культурной, религиозной, внешней и других видов политики. Напротив, они взаимосвязаны.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [4] была утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений. Данная Концепция действует и сейчас, хотя потребность коренного реформирования этнополитики ощущается всё сильнее. Согласно Концепции 1996 г., государственная национальная политика основана на принципах Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права. Политика выражается в системе федеральных законов; законов субъектов Российской Федерации; договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации. Тем самым, признана приори­тетность Концепции в сфере правового регулирования межэтнических отношений сравнительно с текущими законами.

Основные принципы национальной политики в Российской Федерации:

· равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принад­лежности к социальным группам и общественным объединениям;

· запрещение любых ограничений прав граждан;

· сохранение сложившейся целостности Российской Федерации;

· равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

· гарантии прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

· право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

· содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

· своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

· запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

· защита прав и интересов граждан РФ за её пределами; поддержка соотечественников в зарубежных странах в области сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления их связей с Родиной.

Основные цели государственной национальной политики РФ: обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России; упрочение общерос­сийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Задачи этнополитики России в сфере внутренней политики таковы:

· формирование федерации, которая отвечала бы современ­ным социально-экономическим и политическим реалиям и историчес­кому опыту России;

· создание правовой базы регулирования федеративных и национальных отношений;

· объединение усилий всех институтов государства и гражданского общества для достижения национального согласия, утверж­дения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

· обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

· выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

· разрешение возможных конфликтов между субъектами РФ путем согласительных процедур на основе действующего законода­тельства;

· обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

· борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

Списоклитературы:

Ачкасов В.А. Этнополитология. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 337 с.

Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. 2‑е изд. М.: Дело, 2008. — 472 с.

Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // Российская газета. — 1996. — 10 июля.

Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации: Утверждена Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // Российская газета. — 1996. — 10 июля.

Цапко М.И. Управление этническими процессами на региональном уровне: Автореф. дис. …канд. полит. наук. — Ставрополь, 2005. — 24 с.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Rotschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. — N.Y.: Columbia University Press, 1982. — 290 р.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest