«Международное сообщество в борьбе с торговлей людьми»
Все великие мировые культуры, включая культуры Месопотамии, Китая, Египта и Индии, принимали рабство, как жизненный факт [8,с. 54-55]. Такая практика была также распространена в Африке к югу от Сахары, на Американском континенте. Великие мыслители Греции и Рима не принимали твердых позиций против рабства, а греческий философ Аристотель наоборот отстаивал его. До того, как философы периода Возрождения Джон Локк и Вольтер дали новые определения человеческой свободы и достоинства в 17-18 веках, большинство людей не задавались вопросом о том, морально ли это — держать другого человека в кабале.
Период 19 — начало 20 вв. отмечается исследователями, как начало формирования в международном праве института норм, направленных непосредственно на борьбу с рабством, работорговлей, сходными с ними явлениями и институтами [1, с. 121].
Первым действительно всемирным договором по правам человека считается Международная конвенция об упразднении рабства и
работорговли 1926 года, заключенная под эгидой Лиги Наций. В этой конвенции первый раз было сформулировано понятие рабства,
что включило в себя «состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них».
Однако недостаток Конвенции 1926 года в том, что она, ограничивая рабство, всё же отдельные формы его (такие, как принудительно-
исправительную, каторжную, на военной службе и др.) допускала.
Запрет на использование рабского труда и работорговлю оформлен последующими важнейшими актами международного сообщества — Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенцией о правах ребенка 1989 года, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года и др.
В современном мире рабство как правовой институт и практика подвергается всеобщему осуждению. Несмотря на это, рабство, работорговля, сходные с ними явления и институты существуют в ужасающих размерах. По данным МОТ – Агентства ООН, занимающегося стандартами в области труда, занятости и социальной защиты – в 2005 году, по крайней мере, 12,3 миллиона взрослых и детей находились в ситуации принудительного труда и долговой кабале [7].
Ответом на новые явления в международной жизни конца XXвека, такие как глобализация экономики, увеличение «разрыва» между бедными и богатыми странами, ослабление контролирующих функций национальных государств, распространение нелегальной миграции, укрепление транснациональной организованной преступности, развитие информационных технологий и транспорта, стало подписание в декабре 2000 г. на 55 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протоколов «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» (обычно называемого Палермский Протокол) и Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Эти документы на высшем международном уровне определили новые обязанности государств по противодействию торговле людьми. Конвенцию подписали более 100 государств.
Палермский Протокол ввел два основных новшества в сфере торговли людьми: 1) основное и всеобъемлющее международное определение термина «торговля людьми»; 2) определение Протокола о предотвращении торговли людьми очень широко в употреблении, так как в нем содержится понятие принудительный трудкак одна из целей торговли людьми помимо сексуальной эксплуатации.
В настоящее время исследователями выделяются следующие основные формы торговли людьми [4, с. 11-12]:
· Торговля людьми, особенно женщинами и детьми, с целью сексуальной эксплуатации.
· Торговля людьми в целях эксплуатации рабского труда.
· Торговля людьми, особенно детьми и инвалидами с целью попрошайничества.
· Браки в целях эксплуатации(включая использование системы «невест по почте»);
· Торговля людьми с целью принуждения к суррогатному материнству, репродуктивным функциям;
· Торговля людьми для трансплантации органов и тканей;
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
· Торговля детьми с целью незаконного усыновления/удочерения;
· Торговля людьми с целью использования в вооруженных формированиях;
· Использование солдат и заключенных для принудительных работ».
В международных документах для определения торговли людьми используется термин «траффикинг» (trafficking). Термин «торговля людьми» может легко ввести в заблуждение, так как внимание привлекается в первую очередь к коммерческим аспектам этого преступления, которое более точно можно было бы сравнить с порабощением – повседневной эксплуатацией людей в течение какого-то периода времени. Тот факт, что люди охотятся за людьми в целях получения денежной выгоды, начинают понимать и в парламентах, и в средствах массовой информации и т. д.
Особое место в противодействии торговле людьми занимают международные и региональные организации, активно защищающие права человека:
1. Организация Объединенных Наций (ООН)
В качестве одного из ключевых элементов Глобальной инициативы Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми (ГИБТЛ ООН) 13-15 февраля 2007 года в Вене был организован первый глобальный форум по борьбе с торговлей людьми, на который съехались свыше 1 600 участников из более чем 130 стран. В марте 2007 года ГИБТЛ ООН создала партнерство между Управлением ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (ЮНОДК), Международной организацией труда (МОТ), Международной организацией по миграции (МОМ), Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), все из которых представлены в Руководящем комитете. ГИБТЛ нацелена на мобилизацию государственных и негосударственных действующих лиц в целях искоренения торговли людьми. Для поддержки усилий по пропаганде и совершенствования координации создан специальный сайт (www.ungift.org). Эта инициатива координируется Руководящим комитетом, проводящим ежемесячные заседания.
В последние годы Генеральный секретарь представил Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету ряд докладов, касающихся торговли людьми и содержащих рекомендации по предупреждению торговли людьми и защите прав жертв. Согласно Рекомендуемым принципам и руководящим положениям ООН по вопросу о правах человека и торговле людьми«Государства обязаны по международному праву действовать с должной заботливостью в целях предупреждения торговли людьми, проведения расследований и судебного преследования торговцев людьми и оказания помощи и защиты людей, ставших предметом такой торговли. Меры по борьбе с торговлей людьми не должны негативно сказываться на правах человека и достоинстве лиц, в частности на правах тех, кто стал предметом такой торговли, и мигрантов, перемещенных внутри страны лиц, беженцев и лиц, ищущих убежище» [3].
30 июля 2010 года Генеральной Ассамблеей ООН был одобрен Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми [2]. Он предусматривает меры по предотвращению таких преступлений, защите их жертв, преследованию преступников и укреплению сотрудничества по всем этим направлениям.
Государства — члены ООН, учредившие Целевой фонд добровольных взносов ООН для жертв торговли людьми, решили в 2013 году провести оценку прогресса, достигнутого в ходе реализации Плана действий.
2. Совет Европы
Учитывая, что одной из главных целей Совета Европы является обеспечение и защита прав и достоинства человеческой личности, и что торговля людьми представляет собой прямое посягательство на ценности, лежащие в основе Совета Европы, вполне логично, что поиск решений этой проблемы составляет один из приоритетов Организации. Это тем более настоятельно необходимо, что среди 46 государств-членов есть страны происхождения, транзита и назначения жертв торговли. Вопросы торговли людьми входят в круг таких тем, рассматриваемых в рамках Совета Европы, как, например, сексуальная эксплуатация женщин и детей, защита женщин от насилия, организованная преступность и миграционные процессы. Советом были предприняты различные инициативы в этой и смежных областях: разработка юридических норм и стратегий, проведение исследований,осуществление юридического и технического сотрудничества, мониторинг.
В ходе трехсторонней встречи (Женева, 14 февраля 2003 года) представители Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Объединенных Наций (ООН) высказались в пользу заключения в рамках Совета Европы конвенции по вопросам торговли людьми, которая позволила бы обеспечить лучшую защиту жертв и развивать международное сотрудничество по борьбе с этим тяжким преступлением на общеевропейском уровне, а также способствовала бы продвижению идеи принятия на национальном уровне законодательства по противодействию торговле людьми [4].
Конвенция Совета Европы «О противодействии торговле людьми» была подписана в 2005 году. Конвенция квалифицирует торговлю людьми в качестве нарушения прав человека и посягательства на достоинство и целостность человеческой личности и, исходя из этого, утверждает необходимость усиления уровня защиты всех жертв торговли людьми. Также важно то, что Конвенция касается всех типов торговли людьми (внутригосударственной, транснациональной, связанной с организованной преступностью или нет, а также осуществляемой в целях сексуальной эксплуатации) в интересах, в частности, принятия мер защиты жертв и осуществления международного сотрудничества. В-третьих, Конвенция учреждает механизм контроля с целью обеспечения эффективного выполнения её положений Сторонами. Наконец, Конвенция интегрирует в свои положения принцип равноправия женщин и мужчин.
3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее ОБСЕ) принимает активное участие в борьбе против работорговли. ОБСЕ имеет 56 стран-сотрудников в Европе, Северной Америке и Центральной Азии. ОБСЕ одобрила план мероприятий против торговли людьми в 2003 году — План действий ОБСЕ по борьбе с работорговлей [6]. Комплекс мероприятий ОБСЕ побудил стран-сотрудников взять инициативу по предотвращению работорговли, привлечению к ответственности виновных и защите жертв, в зависимости от обстоятельств, с помощью организаций ОБСЕ и местных делегаций, расположенных в 19 различных странах юго-востока и востока Европы, на Кавказе и в Центральной Азии. Кроме того, в 2004 году ОБСЕ также назначила представителя для борьбы с работорговлей — Уполномоченный представитель и координатор по борьбе с торговлей людьми — который наиболее осведомлен обо всех проявлениях торговли людьми, и помощи в продвижении политической воли для решения проблемы. Уполномоченный представитель помогает членам ОБСЕ в выполнении обязательств и дает рекомендации, в случае необходимости. Также представитель координирует действия стран-сотрудников против работорговли и сотрудничает с другими международными организациями и ассоциациями.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Решения ОБСЕ, принятые за последние годы, касаются борьбы с принудительной эксплуатацией труда, укрепления усилий по борьбе с работорговлей, включая использование принудительной бесплатной рабочей силы, используя особый инициативный подход и борьбе с торговлей людьми.
4. Совет Министров Северных стран
На форуме Северных стран борьба против работорговли была в центре деятельности с конца прошлого столетия. В 2002 году Совет Министров Северных Стран запустил кампанию под названием: «Рабочая группа Северных стран и стран Балтики по борьбе с работорговлей». Целью кампании было информирование населения, в особенности людей, пользующихся сексуальными услугами и потенциальных пользователей, о торговле женщинами. После того как кампания была завершена, стартовал проект под названием Северно — Балтийская региональная межведомственная сетевая поддержка, защита, освобождение, и реабилитация женщин-жертв сексуального рабства. Главной целью было установить сеть сотрудничества в каждой стране и усилить совместную работу между этими сетями в странах Скандинавии и странах Балтики. Также целью этого проекта было сосредоточить основные усилия на обеспечение жертв правовой, социальной и медицинской помощью, психологической поддержкой, возможностью репатриации на родину с обеспечением возможности начать новую жизнь, по желанию жертвы насилия. Сотрудничество Совета Министров Северных стран и соседних стран, включая ЕС, Эстонию, Латвию и Литву, имело в основе планы совместной работы Северных стран и стран Балтики, которые были согласованы в 1998 году. На совместным собрании министров восьми государств в Эстонии в мае 2008 года было решено, что совместная работа должна быть продолжена, и работорговля является одним из главных вопросов на повестке дня.
С 2007 года представители государственных органов России, некоммерческих организаций, а также социальные работники были приглашены в Северные страны с целью усиления сотрудничества и развития связей с помощью программы «Расширение знаний и построение сети сотрудничества». Совет Министров также работает по похожим схемам обмена информацией в прибалтийских странах.
5. Совет стран Балтийского региона
В 2006 году была сформирована Рабочая группа Совета стран Балтийского региона по борьбе с торговлей людьми — РГ ССБМ БТЛ (http://www.cbss.org/Civil-Security-and-the-Human-Dimension/the-task-force-against-trafficking-in-human-beings-with-focus-on-adults), главной целью которой является противостояние торговле людьми путем предупреждения, а также действия по защите и помощи жертвам. Особое внимание группа сосредотачивает на жертвах 18 лет и старше. Основой для действийРГ ССБМ БТЛ является Конвенция Совета Европы по противодействию торговле людьми (2005 г.). Распознавание возможных жертв, которые регулярно находятся вне пределов родной страны – это один из самых напряженных моментов работы, также как и подготовка персонала к дипломатическим миссиям, запланированным и нет, потому что такие работники могут стать первым связующим звеном между жертвами и властями их родной страны.
В течение следующих лет акцент РГ ССБМ БТЛ будет направлен на организацию помощи жертвам, просветительские и информационные акции, проекты, касающиеся улучшения сбора информации по этой проблеме и по ее поиску.
Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод, что международное сообщество, включая учреждения на местном, региональном и правительственном уровнях, стараются противостоять проблемам, поставленным этим криминальным явлением на современном этапе, и представить ответ на международном уровне с целью выработки всесторонней и эффективно скоординированной стратегии, вовлекающей действующие лица из всех уместных областей. Однако в ближайшие годы международные и региональные организации должны усилить своё сотрудничество и обмен информацией с тем, чтобы добиться более скоординированного подхода и избежать совпадения и дублирования работы, а также максимально увеличить эффективность действий, предпринятых на международном уровне, так как само явление «торговля людьми» становится все более распространяющимся. Вопрос о правах человека, ставших предметом торговли людей, должен находиться в центре всех усилий, направленных на предупреждение торговли людьми и борьбу с ней, защиту и помощь жертвам.
Список литературы:
1. Абрамова С.Ю. Африка: четыре столетия работорговли. М.: Наука, 1992.-298 с.
2. «Глобальный план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми», РезолюцияA/RES/64/293, принятая Генеральной Ассамблеей, 64-я сессия, пункт 104 повестки дня, 12 августа 2010 года, URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/479/43/PDF/N0947943.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.12.11)
3. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека Экономическому и Социальному Совету «Рекомендуемые принципы и руководящие положения ООН по вопросу о правах человека и торговле людьми», Нью-Йорк, Основная сессия, 1-26 июля 2002 года, Экономический и Социальный Совет ООН, 20 мая 2002 года
4. Конвенция Совета Европы «О противодействии торговле людьми», Пояснительный доклад, Варшава, 10 мая 2005 года, Council of Europe Treaty Series – No.197. URL: http://www.coe.int/t/dg2/trafficking/campaign/Source/PDF_Conv_197_Trafficking_Russian.pdf (дата обращения: 10.11.11)
5. «Предотвращение и противодействие распространению рабства и торговли людьми в Российской Федерации».Итоговый доклад по исследовательской части проекта Европейского Союза, реализуемого Бюро Международной организацией по миграции (МОМ) в РФ «Предотвращение торговли людьми в Российской Федерации»/ Представительство Европейской Комиссии в России, Бюро Международной организации по миграции в РФ, Международная организация труда – М.:Импала, 2008.-140 с.:ил.
6. Решение ОБСЕ № 557«План действий ОБСЕ по борьбе с работорговлей», 462-е пленарное заседание, Постоянный Совет, 24 июля 2003 года. URL: http://www.coe.int/t/dg2/trafficking/campaign/Source/OSCE%20557.pdf(дата обращения: 12.12.11)
7. “A global alliance against forced labour”, Global Report under the Follow up to the ILO Declaration on Fundamental Principles and Rights at work 2005, International Labour Conference, 93d Session 2005, Report I (B), International Labour Office, Geneva, 2005. URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—declaration/documents/publication/wcms_081882.pdf(дата обращения: 04.10.11)
8. Thomas H., World History: The story of Mankind from Prehistory to the Present. New York: HarperCollins, 1996.-764 p.