«Исламский фактор в современной мировой политике»
Ключевые слова: идеологический фактор; исламизм; исламский мир; мировая политика; мусульмане; умма; экономический фактор.
На протяжении последних десятилетий мы можем наблюдать существенную активизацию исламского мира в разных его проявлениях: политическом экономическом, религиозно-культурном и военном. Ислам все чаще проникает во все сферы жизни различных государств, усиливая тем самым свои позиции на международной арене. Мусульманская религия становится значительным и эффективным инструментом в достижении собственных интересов некоторых политических сил. Необходимо подробно изучить эти новые постоянно усиливающиеся тенденции для адекватного понимания и тщательного анализа происходящих в мире политических, социально-экономических, и культурных процессов.
Исламский мир можно представить в трех составляющих: религиозно-культурная составляющая, географическая и политическая.
С точки зрения географии проживания мусульман можно выделить следующий регион их компактного проживания: это обширная территория, протянувшаяся непрерывной полосой от Западной Африки до Юго-Восточной Азии, включая Европу вместе с Россией, Кавказ, Центральную Азию, Индию, Китай, Индонезию.
Центр зарождения мусульманской религии – Мекка и Медина (территория современного Королевства Саудовской Аравии). Здесь сформировались культурные, политические и экономические особенности, позволяющие говорить об исламе как о самостоятельной цивилизации со всеми присущими ей атрибутами. После религия распространилась на запад в сторону северной Африки, достигла Марокко и проникла в Испанию, а также распространилась в Сирию, Ирак на территорию современного Ирана и дальше в среднею Азию. На этих территориях сложились традиции арабо-мусульманской, ираномусульманской и тюрко-мусульманской государственности, и именно здесь получил распространение арабский язык, выступающий в роли языка религиозного, регионального и международного общения. Вместе с тем исламскому Востоку (так принято называть этот регион) присущи современные конфликты, которые негативным образом сказываются на международную стабильность: палестино-израильский, ливийский конфликт, сирийский, пакистанско-индийский, афганский, иракский, суданский.
Как религиозно-культурный аспект мусульманский мир представляет собой сообщество единоверцев, расположенных по все миру и не привязанных к какому-то одному государству и связанных общими религиозными и культурными ценностями, образом жизни. Такое сообщество называется одним словом – умма.
В настоящее время население планеты достигло более 7 млрд человек. Из них 1,57 – 1,7 млрд – мусульмане [1]. Это самая быстро растущая религия в мире. Огромную мобилизующую силу умме и исламу в целом придает тот факт, что данная религия не признает различия по национальным или этническим признакам. Концепция уммы предполагает отсутствие границ и готовность помочь мусульманам в любом уголке мира.
Ислам сегодня укрепляет свои позиции как религия и как цивилизация во внутриполитической делах, государственных структурах, социальной сфере мусульманских государств. Кроме того, исламское сообщество усиливается в мировой политике и идеологии. Это происходит по различным основаниям.
Во-первых, это демографический фактор. Темпы роста мусульман в конце XX начале XXI веков по данным статистики составляют 2,1% в год, а христиан – 1,3% [2]. Это можно объяснить большой ролью коранических традиций, способствующие постоянному усилению устойчивости исламской уммы на основе традиционных репродуктивных установок, которые не особо зависят от технического потенциала. Традиции многоженства, замужества вдов c братьями мужа, многодетность, занятость женщин в основном в домашнем хозяйстве, а также воспитание детей. Например, по данным Мирового банка, в сравнении с 1980 годом население Турции в 2004 году увеличилось с 45 до 70 млн человек, Ирана – с 40 до 65 млн, Пакистана – с 82 до 159 млн, Йемена – с 8,5 до 29 млн, Саудовской Аравии – с 9,4 до 25,8 [3]. Так же растет население и в странах Средней Азии. В Европе наблюдается активный рост мусульманского населения. На сегодняшний день здесь проживают около 14 млн. мусульман. Так, например, во Франции мусульман сегодня насчитывается порядка 5 млн (в основном иммигранты из стран Магриба), а в Германии до 3 млн. (большинство курды или турки) [4]. Учитывая сегодняшнее положение дел на Ближнем Востоке эта тенденция сохранится. Кроме снижения смертности и повышения рождаемости немаловажную роль в увеличении числа мусульман в мире играет миссионерская деятельность – прозелитизм. Пропаганда ислама во внешней политике мусульманских стран сказывается на активизации финансовой и иной поддержке мусульманских общин в немусульманских странах. Такой внешнеполитический подход приводит к втягиванию мусульманских государств в различные локальные конфликты, например, в Афганистане.
Религия в мусульманских странах играет более весомую роль в общественной жизни, нежели другие общественные структуры и политические партии. Мечеть по-прежнему остается одним из главных инструментов по влиянию на общественное мироощущение, именно здесь формируются взгляды прихожан на международные проблемы, а также на взаимодействия между властью и народом.
Экономический фактор играет значительную роль в усилении исламского фактора на мировую политику. Как мы знаем более 2/3 мирового запаса углеводородных ресурсов сосредоточенны в мусульманских районах. В силу того, что современный мир не может обойтись без нефти и газа, а также не заботой ведущих потребителей и производителей об экологии планеты, роль исламских государств в мировой экономике будет расти. Экономика Индонезии, Турции и Саудовской Аравии уже входят в число 20-и лучших экономик мира [5]. Мусульманским странам-экспортерам углеводородов удается не только создавать значительный экономический потенциал путем валютных накоплений, но и инвестировать свой капитал в западные банки и фирмы что позволяет им еще больше увеличивать свои доходы, которые они в свою очередь перенаправляют на реформирование своих традиционных энергозависимых экономик. В деле нефтедобычи эти страны активно внедряют новые технологии и технику.
Расширяется и финансовая мощь мусульманских стран. Так в открытый в 2009 году небоскреб в Дубай являет собой символ могущества нефтеэкспортеров. Кроме того, во время кризиса хорошо показали себя исламские банки, деятельность которых основана на постулатах ислама. В качестве примера можно привести Исламский банк развития, который уже предоставил почти 50 миллиардов долларов кредитов [6].
Как было сказано раннее большая часть инвестиций мусульманских нефтедобытчиков вкладывается в экономику западных государств, усиливая тем самым взаимозависимость Запада и мусульманского Востока в экономическом и политическом плане.
Также мусульманские государства пытаются как можно скорее освоить внедрить последние научно-технические достижения, особенно в военную индустрию. В короткие сроки формируются собственные научно-технические кадры, которые в ближайшем будущем смогут самостоятельно проводить научно-исследовательские проекты по различным областям. Национальная промышленная база также развивается довольно быстро, используя как раз новейшие технологии.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Не стоит на месте и развитие военно-промышленного потенциала. Некоторые из исламских государств обладают ракетным оружием. Активно пытаются получить различные виды оружия массового поражения. Так Пакистан с недавних пор входит в так называемый «Ядерный клуб» – условное название группы государств обладающие ядерным оружием.
Говоря о сильной стороне исламского мира можно отнести то обстоятельство, что он практически не восприимчив к западным культурным, морально-этическим и политическим ценностям. При чем агрессивные попытки запада навязывать свою либеральнодемократическую модель приводит к тому что, влияние ислама на широкие массы населения усиливается.
Идеологический фактор в исламском мире играет практически определяющую роль. По причине разочарования социализмом и негативного отношения подавляющей части населения к капитализму как к корыстной бездуховной общественно-политической модели развития, которая к тому же ассоциируется с колониальным прошлым, ислам считается многими его последователями как лучшая идеология, и образ жизни.
К сожалению, наряду с расширением влияния исламской идеологии распространяется и радикальный ислам. Подъем исламизма может быть обусловлен следующими факторами:, во-первых, это потеря идеологических ориентиров, так как часть населения престала верить в идеи национализма, а также отсутствием во многих исламских странах значимых политических сил демократической ориентации; во вторых можно отметить неудачи в проведении экономических реформ как социалистических либерально-буржуазных, что усилило социальную поляризацию в мусульманских странах; следующим фактором можно назвать последствия активного если не сказать агрессивного вмешательства во внутренние дела мусульманских стран с целью внедрения в исламскую среду либеральнодемократических ценностей и как следствие отрицательное отношение широких масс населения на подобного рода интервенциям.
В итоге экстремистам удалось влиться в обширную часть мусульманского общества, а в последствии завладеть заметным влиянием практически во всех исламских государствах.
На международной арене исламские государства так же начинают игра все более активную роль. В ООН четверть государств являются мусульманскими. Так же мусульманскими странами создана межправительственная организация «Организация Исламского сотрудничества» куда входит 57 государств, представляющие собой значимую силу в международных отношениях. Это крупнейшая после ООН организация. Помимо этого, объединения существует и другая исламская организация – Лига Арабских Государств (ЛАГ). В состав этого межгосударственного политического объединения входят 22 арабские или близкие к арабскому миру государства. Примечательно то, что организация сосредоточила в себе некоторые монархии, являющиеся одними из самых стабильных государств и государства с республиканской формой правления не редко раздираемые серьезными политическими противоречиями. Также если говорить о серьезных игроках в череде мусульманских государств, то можно выделить Турцию, Иран и Саудовскую Аравию, которые на Ближнем Востоке играют одну из ключевых ролей в расстановке сил в регионе. Несмотря на политическую разношерстность государств и противоречия в идейных взглядах и подходах к решению различных проблем современности, правительства исламских стран пытаются активизировать роль исламского мира на международной арене, поднять его престиж и обеспечить мусульманской умме достойное место в мире.
Однако исламский мир кроме видимых сильных сторон обладает и слабыми, сдерживающие усиление исламского фактора на современную мировую политику. Кроме исламского экстремизма, о котором речь шла выше можно отметить и ряд других немаловажных моментов ослабляющие исламское сообщество.
Основной проблемой исламского мира можно назвать религиозную разнородность. Расхождения касаются Сунны, состоящей из Хадисов, которые как раз и являются яблоком раздора у мусульман. Так различные течения признают одни Хадисы, но не признают другие.
В итоге в исламе сформировалось три основных течения: сунниты, являющиеся большинством в исламской умме, шииты, насчитывающие 10% от всех мусульман и хариджиты – самое малочисленное направление. Более того у каждой ветви существует свои различные секты и направления. Многие из этих сект и течений не признают друг друга истинными, правоверными мусульманами. Это как мы знаем серьезно раскалывает умму и подрывает ее авторитет.
Исламский мир представляет собой политически разнородную среду. В зависимости от исторических особенностей, исламские государства могут быть монархическими (Саудовская Аравия, Иордания), республиканскими (Тунис, Египет, Турция), эмиратскими и султанатскими (ОАЭ, Султанат Бахрейн). В некоторых странах как Иран и Пакистан укрепилась теократическая форма правления, где законодательство основывается на нормах шариата.
Ослабляет исламский мир и борьба за лидерство. Самым ярким примером может выступить противостояние Ирана с Саудовской Аравией, кроме ярко выраженного религиозного конфликта между этими страна выступает и борьба за гегемонию на Ближнем Востоке.
Несмотря на очевидные успехи отдельных стран в экономическом плане общая ситуация в социально экономическом плане оставляет желать лучшее рост населения во многих мусульманских странах опережает рост ВВП, что негативно сказывается на экономике этих стран.
Исламский мир хоть и делает ощутимые шаги в достижении собственных научнотехнических достижениях все еще сильно отстает от ведущих стран запада, а посему и зависит от них. Сказывается и довольно низкий процент образованного населения в мусульманских странах.
Для мусульманских стран как мы видим, характерно отсутствие единства. Исламский мир в экономическом плане поделен на богатое меньшинство нефтедобывающих стран и бедное большинство остальных стран. В религиозном отношение мусульмане разделены между большинством суннитов и меньшинством шиитов и хариджитов. Можно признать, что исламский мир остается неустойчив фактически переживающий большие трудности в развитии и остается поляризованным.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
В целом роль исламского фактора в мировой политике продолжает возрастать и следует отметить что потенциал исламской уммы очень велик, хотя на пути его существует множество преград. Очень важно не допустить решения проблем в исламе (исламский терроризм) в противостояние между религиями, а тем более в открытый конфликт между государствами и народами.
Список использованных источников
1. The Global Religious Landscape. A Report on the Size and Distribution of the World’s Major Religious Groups as of 2010. // Pew Research Center. D.C., 2012. P. 21.
2. Восток и политика. Политические системы, политические культуры, политические процессы. – М.: Аспект Пресс, 2011.
3. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. – М.: ИБВ, 2005.
4. Деминцева Е.Б. Ислам в Европе и в России: сб. ст. – М.: Изд. дом Марджани, 2009.
5. The World Bank. Gross domestic product, nominal. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf.
6. ОИС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oic-oci.org. (Дата об- ращения: 05.05.2017).