«Cовершенствование государственной политики в области развития человеческого капитала»
Если некогда решающими факторами являлись военная мощь, развитая экономическая система, информационно-технические достижения, то сегодня им становится человеческий капитал. В нынешней России, которая переходит в качественно новое состояние от стабилизации к инновационному социально – ориентированному этапу развития, оно имеет особенное значение. Именно в этом и заключается основная мысль новой политики государства и приоритетных национальных проектов. Мы считаем, что в основе формирования новой идеологии и стратегии опережающего развития России должно быть развитие человеческого капитала.
Актуальность исследуемой темы подчеркивает и известный исследователь – политолог Алексей Подберезкин, который пишет: «Взять хотя бы выступление Д. Медведева на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2007 года, где он изначально заявил о том, что «главная цель деятельности нашего государства – развитие потенциала человеческой личности». Можно признать, что в 2006-2007 годы во многом благодаря реализации нацпроектов, тема развития потенциала человеческой личности с трудом, но пробивала себе дорогу. И на заседаниях правительства, и в выступлениях президента РФ, в высказываниях ведущих политиков и чиновников она постепенно становилась в эти годы ведущей темой. Но пока еще так и не стала» [1, с. 127].
При этом, важно отличать человеческий капитал от человеческого потенциала. Индекс человеческого потенциала страны или региона рассчитывается по трем показателям: ВВП (или ВРП), продолжительности жизни и грамотности взрослого населения. То есть это более узкое понятие, чем человеческий капитал. Последний поглощает понятие человеческого потенциала как свою укрупненную составляющую.
Проанализировав ежегодные Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева стало ясно, что главной политико-идеологической задачей нашего государства на нынешнем этапе, основой его деятельности стал человек. Президент Дмитрий Медведев подчеркивает значимость формирования новой личности, обладающей потенциалом, который обеспечивал бы ей востребованность как на отечественном, так и на международном рынке труда [2]. По его мнению, «модернизация — не самоцель, а инструмент создания условий для раскрытия способностей прежде всего молодых людей. Дух новаторства, желание делать что-то новое, дерзость мысли сегодня очень нужны нашей стране» [3].
При этом стоит отметить, что важность развития человеческого капитала признают и руководители нашего государства [4], и мыслители [5], и граждане [6].
Нынешние условия глобализации экономики и политики снова сосредоточили интерес политологов, социологов и экономистов к человеку, а точнее к его внутреннему «содержанию» – капиталу его образования, капиталу культуры, капиталу здоровья и т. д. Поэтому сегодня в современной России и в мире всё большую актуальность завоевывают исследования в области человеческого капитала.
В научной литературе [7; 8; 9; 10; 11; 12] не сложилось единое мнение о том, что есть человеческий капитал и какова его структура, какие элементы объективно должны включаться в состав человеческого капитала Современные отечественные исследователи, занимающиеся проблемой человеческого капитала – Т.Р. Ханнанова и М.В. Дулясова считают, что человеческий капитал — явление, гораздо более многогранное, чем это представляется в имеющихся научных публикациях; настолько многогранное, насколько многогранен сам человек как его носитель, воспроизводитель, источник. Человек — вот объективная основа многогранности человеческого капитала и полиструктурности его строения. А полиструктурные, сложные строение и содержание человеческого капитала предопределяют в свою очередь его многомерность [13].
Так как о необходимости развития человеческого капитала в России начали говорить лишь в начале XXI века, поэтому, сегодня роль государства в этом процессе становится решающей. И от того какую политику государство будет проводить в области развития человеческого капитала, будет зависеть наше будущее.
Под государственной политикой в области развития человеческого капитала, мы понимаем, комплекс политических, правовых, экономических, социально – культурных и организационных мероприятий государства, направленные на развитие основных элементов человеческого капитала.
Таким образом, сегодня остро встает вопрос модернизации государственной политики в области развития человеческого капитала.
По нашему мнению, основными направлениями государственной политики в области развития человеческого капитала должны стать:
создание специализированных органов управления человеческим капиталом в целях его развития, координации и унификации на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях;
разработка и принятие системы нормативных актов федерального, регионального, муниципального, локального и индивидуального уровней регулирования, направленных на развитие человеческого капитала страны;
в правовом регулировании человеческого капитала, мы считаем, правильным применение программно — целевого метода. Исходя из программно — целевого метода, система источников правового регулирования человеческого капитала нами представляется следующим образом:
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
источники правового регулирования в области развития образования;
источники правового регулирования в области развития здравоохранения;
источники правового регулирования в области развития культуры.
Данные нами предложения по модернизации государственной политики в области развития человеческого капитала могут быть использованы органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, экспертным сообществом, представителями общественных организаций и бизнес – сообществ, других заинтересованных субъектов по вопросам развития человеческого капитала.
Список литературы:
Подберезкин А. Человеческий КАПИТАЛЪ. – М.: Европа, 2007. – 434 с.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября. № 50 (38).
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря. № 5350 (271) // URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html
Инвестиции в человеческий капитал оказались одними из самых эффективных: Выступление Д. Медведева на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике // [электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.rost.ru/themes/2007/12/251207_12170.shtml.
Солженицын А. Что нам по силам? // Аргументы и факты. 2008. 30 января.
Попов А. Политическая модернизация // РБК. 2009. N 7. С. 31.
Вологина Г.Ю. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учеб. пособие. – М: Экзамен, 2006.
Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник.– М.: Норма, 2003.-230 с.
Колосницына М.Г. Экономика труда: учебное пособие. – М: Магистр, 1998.
Мазин А.Л. Экономика труда: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Щетинин В. Цена труда в России — меньше не бывает // Человек и труд, 1999. № 7, 8, 11; 2000. № 1.
Як Фитценц Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономический ценности персонала: учебник. – пер. с англ. Меньшикова А.С., Леонова Ю.П. / Под общей ред. В.И. Ярных. – М.: Вершина, 2006.
Дулясова М.В. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация: учеб. пособие. – М.: Экономика, 2008.