«Взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти Кабардино-Балкарии»

В современной России в значительной мере реализуется патерналистская модель взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Последнее поддерживает еще...

«Каспийский регион в системе новой энергетической политики Европы»

Большинство ресурсов Каспийского региона не разработаны, а только начинают разрабатываться, что влечет за собою особые интересы ведущих стран...

Фукуяма: общественные институты США переживают серьезный кризис

МОСКВА, 2 мар – ПРАЙМ. Из-за невозможности адаптироваться к стремительно меняющимся мировым условиям общественные институты США столкнулись с...

Послание президента Федеральному собранию

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Президент Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Выступление главы государства прошло...

«Институты гражданского общества в реализации евразийского интеграционного проекта (на примерах Российской Федерации и Киргизской Республики)»

В результате в поле анализа попадают различные негосударственные акторы международных отношений — от разнообразных по тематике НКО и...

Песков уверен, что в США будут внимательно изучать интервью Путина Карлсону

По его словам, в США интервью вызвало высокий интерес, хотя ряд СМИ не хотят его публиковать Дмитрий Песков...

Глава МИД Юсуф Туггар: Нигерия намерена вступить в БРИКС

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Нигерия намерена подать заявление на вступление в БРИКС после проведения необходимых мероприятий внутри...

«К проблеме обеспечения трудовых прав женщин в российском законодательстве»

В условиях глобализации все больше и больше женщин выходят на рынок труда. Вместо того, чтобы ощутить на себе...

«Экономический аспект использования мягкой силы в процессе евразийской интеграции (в контексте концепции внешней политики России)»

Необходимо отметить, что появление концепции мягкой силы в конце ХХ века было обусловлено феноменом возрастания роли невоенных видов...

«Особенности избирательной кампании по выборам депутатов совета городского округа город Уфа первого созыва»

Поэтому неслучайно внимание государства, научного сообщества, широкой общественности к вопросам формирования новой системы местного самоуправления в постсоветской России....

«Перспективы мультикультурной политики в контексте культурных противоречий в eвропейском союзе»

ABSTRACT The article reveals the specificity of multicultural policy in the European Union. The author pays particular attention...

«Неопределенность как основной вызов для внешней политики России»

Ключевые слова: неопределенность, внешняя политика России, мировой порядок. Неопределенность, то есть дефицит точной информации о текущих и будущих...

Туск: Польша хочет, чтобы ЕС отменил торговые преференции, данные Украине в период СВО

ВАРШАВА, 7 мар – ПРАЙМ. Варшава предлагает Евросоюзу отменить все торговые преференции, которые тот предоставил Украине после начала...

«Проблемы административного реформирования в современной России»

Осознание того, что основополагающие проблемы лежат в самой государственной системе, в самом механизме и элементах администрирования, заставляет реформаторов...

«Самоидентификация в эпоху мультикультурализма»

Современная глобализация, будучи многогранным цивилизационным процессом, порождает множество последствий, одним из которых является проблема самоидентификации. В числе причин,...

«Политическая культура как фактор стабильности политической системы»

Ключевые слова: политическая культура, политическая стабильность, институт выборов, легитимность. Стабильность политической системы обусловлена способностью власти адекватно реагировать на...

«Проблемы молодых семей и пути их решения в современной России»

По данным переписи 2010 г. Число супружеских пар в России составляло 33 миллиона. 4,4 млн. супружеских пар из общего (13 %)...

«Идеология национальной независимости Узбекистана: логика гегемонии»

Такой ситуацией, вызвавшей разрушение символического порядка, повлекшего появление новых коллективных идентичностей, стал распад Советского Союза. Возникновение новых государственных...

«Россия будет бороться за свои интересы до конца»: Такер Карлсон опубликовал интервью с Владимиром Путиным

В беседе с американским журналистом президент России призвал США прекратить поставки оружия Киеву для начала переговоров, исключил нападение...

Песков про заявления о возможности участия войск из Европы на Украине: они играют с огнем

СИРИУС, 6 мар – ПРАЙМ. Заявление президента Франции Эммануэля Макрона о возможность отправки европейских военных в зону спецоперации...

«Беларусь и Россия: строительства союзного государства»

Но возможность обрете­ния независимости бывшими союзными республиками вызвала массу проблем на всём постсоветском пространстве. Осознавая гибельные последствия произошедшей геополитической катас­трофы, Российская Федерация и Республика Беларусь пришли к необходимости полного восстановления взаимных связей.

Необходимо отметить, что с развалом Советского Союза, когда взаимосвязи большинства бывших советских республик оказались на грани разрыва, сотрудничество между Россией и Беларусью продолжалось. Так, уже в 1992‑1993 годах заключены соглашения о снятии ограничений в хозяйственной деятельности, о принципах сотрудничества и взаимоотношений в области транспорта, об ос­новных принципах и условиях взаимоотношений в области транс­портировки нефти, о транспортировке природного газа через тер­риторию Беларуси и поставки его белорусским потребителям.

Значительные меры к облегчению торговых отношений бы­ли предусмотрены в Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и в Соглашении о Таможенном союзе от 5 января 1995 года. 21 февраля 1995 года был подпи­сан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. С этого мо­мента две страны последовательно и целенаправленно шли к созданию Союзного государства.

26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка Президент Рес­публики Беларусь Александр Лукашенко и Председатель Прави­тельства Российской Федерации Виктор Черномырдин совместно убрали пограничный столб, тем самым обозначив ликвидацию гра­ницы между Беларусью и Россией. В ходе состоявшегося в конце февраля 1996-го первого официального визита главы белорусского государства в Россию были рассмотрены предложения, направлен­ные на интеграцию двух стран. Они легли в основу межгосударс­твенного договора и запустили механизм объединительного про­цесса. 2 апреля 1996 года Борис Ельцин и Александр Лукашенко скрепили своими подписями Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В ознаменование этого исключительно важно­го для обеих стран события был учреждён праздник День единения народов Беларуси и России, который отмечается ежегодно.

Ровно через год состоялось подписание Договора о создании Союза Беларуси и России. В нём был прописан ряд соглашений, позволявших осуществить более тесную интеграцию в полити­ческой, экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года в Москве был подписан главный ин­теграционный документ — Договор о создании Союзного го­сударства — и принята Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу [1, c. 80]

Договор о создании Союзного государства, являясь основопола­гающим документом единого государства, базируется на принципах суверенного равенства стран-участниц, добровольности, добросо­вестного выполнения ими взаимных обязательств. На его основе разработаны программы, проекты и планы мероприятий, касаю­щиеся самых различных сторон совместной деятельности. Пос­ледовательно ведётся работа над гармонизацией и унификацией нормативно-правовой базы государств-участников. Эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач является союзный бюджет, который за годы существования Союзного государства увеличился более чем вдвое. [7]

Беларусь остаётся одним из основных торговых партнёр России, занимая главенствующие позиции во внешне торговом  обороте Российской Федерации со странами СНГ. В 1999 г товарооборот с Беларусью составлял всего 6,8 млрд. долларов. А в 2011 году, уровень товарооборота двух стран приблизив к 40 млрд. долларов.

Структурный экономический кризис, поразивший экономику Республики Беларусь с февраля 2011 г., поставил под вопрос стабильность на политическом поле страны. Власти продемонстрировали полную экономическую и политическую беспомощность. С одной стороны, основная часть населения республики быстро убедилась, что обещания руководства страны решить экономические проблемы не имеют ничего общего с возможностями государства. С другой стороны, широкие народные массы начали привыкать к новым тяжелым экономическим условиям, рассчитывая, прежде всего на собственные силы. Кризис 2011 г. начался с валютной фазы за несколько дней из банков и обменных пунктов (контор) полностью исчезла свободно конвертируемая валюта. Ее дефицит разогрел незаконный «черный» валютный рынок, где курсы доллара США, евро и российского рубля стали быстро расти. Буквально за несколько дней была разогнана инфляция. Население, ожидая несомненную девальвацию белорусского рубля, попыталось спасти свои денежные сбережения покупкой валюты, которая в обменных пунктах закончилась очень быстро. В условиях паники люди, стараясь избавиться от белорусского рубля, бросились скупать продукты питания, товары народного потребления, любой импортный товар. Начался потребительский ажиотаж. Власти, не имея возможности вернуть валюту в обменные пункты, противопоставили кризису пропагандистские заявления о том, что в происходящем виновато само население.

Цены на продукты и товары народного потребления за апрель-май выросли от 30 до 200 %. На 40 % подорожал бензин. Безработица в апреле выросла на 600 тыс. человек, к концу мая она составила около 1.5 млн. человек из 4.6 млн. трудоспособного населения. Резко увеличилась численность белорусских гастарбайтеров в России, Польше и других странах Европы. Уровень жизни в республике упал в 2 раза.

К сентябрю 2011 г. ситуация так и не получила своего разрешения. 15 сентября в результате дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже был фактически легализован курс белорусского рубля, используемый на «черном» рынке. По сути, произошла еще одна девальвация, которая привела к тому, что средняя заработная плата в республике стала равняться 150 ‑ 200 долл. США. Республика Беларусь оказалась самой бедной страной в западной части постсоветского пространства.

Попутно начались сложные процессы в белорусской экономике, которая представляет сложный конгломерат остатков постсоветского социализма в виде монопольного государственного сектора и вполне рыночных структур бизнеса, находящегося под контролем президента, а также отдельных ее секторов, которым созданы привилегированные условия. Именно в этой среде в Белоруссии за последние пять лет и сформировалась олигархия. [3]

Белорусская экономическая модель долгое время (с середины 90-х годов XX в.) функционировала на основе четырех главных принципов:

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

монопольное значение государственного сектора в реальном секторе экономики (промышленные активы, предприятия в аграрном секторе);

безусловная и практически неограниченная по масштабам поставка в республику энергоносителей и сырья из России по предельно низким ценам;

беспрепятственный доступ белорусских товаров на российский рынок

максимально закрытый белорусский рынок. [1]

Данные принципы можно было поддерживать многолетней политической игрой с Россией в различные формы экономической и политической интеграции, что обеспечивало Республике Беларусь энергетические субсидии и дотации. Общий объем дотаций, субсидий, кредитов, экономических выгод от продажи нефтепродуктов, полученных из российской нефти, снижения экономических затрат от дешевого природного газа из РФ, доступа к российским технологиям и т.д. составили за последние 17 лет более 58 млрд. долл. По иным расчетам, предоставленным в 2011 г. в Министерство экономического развития РФ, общая поддержка белорусской экономической модели обошлась российскому государственному бюджету с 2000 по 2010  г. в 60 млрд. долл. [4]

Огромная, многолетняя финансовая, энергетическая и сырьевая помощь белорусской экономике привела к тому, что в республике сохранилась постсоветская экономическая система, не способная к эволюции и невосприимчивая к структурным реформам. Получая каждый год солидные преференции и дотации, белорусское руководство не использовало их для изменения структуры белорусской экономики, ее модернизации, интегрирования национальной экономики в мировую. На рынки Евросоюза из РБ поступают в основном продукты переработки российской нефти и калийные удобрения. Промышленная продукция, товары народного потребления и продукты питания направляются на российский рынок. Все годы независимости республика имела негативное сальдо внешней торговли. В 2010 г. импорт превысил экспорт на 9.2 млрд. долл. при ВВП республики в 51 — 52 млрд. долл., что в итоге содействовало экономическому кризису 2011 г. [5, c 91‑98 ]

Экономическое влияние России на Белоруссию огромно. Ее экономика меньше российской в 40 раз и полностью зависит от энергоносителей, сырья и рынка РФ, поддержка которой является последним резервом существующего в республике социально-экономического и политического порядка. Формула власти в РБ остается прежней: «Республикой может управлять только тот политический деятель, который способен решать экономические проблемы Белоруссии в Москве».

Серьезное политическое и экономическое влияние на современную обстановку в республике оказывает участие Белоруссии в интеграционных проектах на постсоветском пространстве, инициированных Российской Федерацией, — Таможенном союзе ЕврАзЭс и Едином экономическом пространстве (ЕЭП), а также Союзном государстве Белоруссии и России (СГБР). Минск не может позволить себе устраниться от интеграционных проектов, так как в этом случае его экономика подвергнется быстрой деиндустриализации и распаду. В конце мая Российская Федерация через Антикризисный фонд ЕврАзЭс предоставила Белоруссии кредит в объеме 3.2 млрд. долл. на три года. Деньги должны выплачиваться ежегодными траншами. Главные условия предоставления кредита начало в республике структурных экономических реформ, включая приватизацию. Кредит должен стимулировать приватизацию белорусского государственного сектора в экономике республики на сумму 7.5 млрд. долл. за три года. Белоруссия 30 декабря 2011 г. получила второй транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $440 млн. [6]

Россия и Белоруссия запускают цифровую систему управления общей системой противовоздушной обороны до конца 2012 года. Управлять объединенной группировкой ПВО смогут и российские, и белорусские военные. В управлении единой автоматизированной системы будут все силы и средства ПВО в Белоруссии и Западном военном округе России. Решение о применении вооружения будет принимать та сторона, которая первой обнаружит ракеты противника.

В группировку войдут комплексы С-400, системы ПВО малой и средней дальности, а также средства радиоэлектронной разведки, в том числе, вероятно, станция «Воронеж ДМ».

Для продолжения согласованной социальной политики утверждена Концепция социального развития Союзного го­сударства до 2015 года. Она включает разделы, посвященные общему рынку труда, повышению уровня жизни населения, соцзащиты, миграционной политике, здравоохранению, эко­логии, образованию, культуре и искусству, физической куль­туре, спорту, туризму. [8]

Между Белоруссией и Европейским Союзом в 2011 возникли мощные противоречия, и их кульминацией стал отказ Минска направить свою делегацию на европейский саммит в Праге, назначенный на 5 марта. Неготовность Белоруссии идти на политические и экономические реформы вызывает все большую изоляцию этой страны от Запада. А поскольку Белоруссия больше и больше отдаляется от Европы и других западных держав, все вероятнее становится ее интеграция с Москвой.

Дипломатическая напряженность между Белоруссией и Западом связана с тем, что Минск противится осуществлению реформ своей политической и экономической системы. Эта напряженность ускоряет изоляцию страны от Запада и, соответственно, повышает шансы на то, что Белоруссия будет все больше сближаться с Россией и с теми экономическими и военными институтами, в которых доминирует Москва. [3]

Вывод

Оценивая итоги экономического сотрудничества России с Белоруссией, важно отметить следующее:

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Двусторонние отношения строятся не столько на прагматическом расчете и рыночной целесообразности, сколько на сложном переплетении экономики и политики. В качестве среды, в которой осуществляется сотрудничество, выступают тесные цивилизационные узы и массовые общественные предпочтения населения обеих стран.

Единое экономическое пространство России и Белоруссии пока опирается преимущественно на традиционный потенциал, но в последнее время все больше характеризуется заметными инновациями. Важнейшими из инновационных моментов являются рыночные условия поставок российских энергоносителей, а также расширение участия российского и белорусского бизнеса в интеграционных процессах на межрегиональном уровне.

Российская поддержка остается решающим условием стабильности белорусской хозяйственной системы. Однако новые тенденции в развитии Белоруссии, связанные с прагматичным подходом России к формированию экспортных цен на энергоносители и стремлением Белоруссии к активизации «западного вектора» сотрудничества, влекут за собой очередной виток торможения двусторонней интеграции.

Позиции белорусской стороны по всем проблемам интеграционного взаимодействия представляются достаточно «застрахованными» благодаря диверсифицированным связям многочисленных субъектов хозяйственной деятельности с российскими партнерами, осуществляемыми на межрегиональном уровне.

Список литературы

Воловик  Л. А.Основы внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие / Л. А. Воловик; КГУ. Калининград, 1998.

Валютный кризис Белоруссии. URL:http://lenta.ru/story/belvaluta/

Лавров С. Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. ‑ М., 2011.

Кризис в Белоруссии. URL:http://www.gazeta.ru/subjects/krizis_v_belorussii.shtml

Мировая экономика и международные отношения,   журнал  № 3, Март 2012

Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» URL: http://www.istrodina.com/rodina.php3?year=2012&num=4

России и Белоруссии, 1999 – 2007 (анализ) URL: http://www.edrus.org/content/view/9596/71

Россия и Белоруссия объединят управление системой ПВО URL: http://www.km.ru/v-rossii/2012/04/25/otnosheniya-rossii-i-belorussii/rossiya-i-belorussiya-obedinyat-upravlenie-siste

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest