«К вопросу о классификации политических партий»

Политические партии образуют ядро активной и организованной общественности, поскольку их главной задачей является борьба за распределение государственной власти...

«Проблемы реализации информационной политики органами местного самоуправления»

Поэтому остро встаёт вопрос определения всей полноты функций, которыми должны быть наделены структурные подразделения органов местного самоуправления ответственные...

«The end: идеология радикального экологизма и ее голливудская «экранизация»»

Всякий желающий познакомиться с идеями радикального экологизма, вполне естественно, в первую очередь обращается к политической публи­цистике, к научной...

Глава МИД Юсуф Туггар: Нигерия намерена вступить в БРИКС

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Нигерия намерена подать заявление на вступление в БРИКС после проведения необходимых мероприятий внутри...

«Лоббистская деятельность в зарубежных странах: сравнительный анализ особенностей правового регулирования»

США. Американское лоббирование не только самое старое в мире, но и самое передовое. Согласно официальным данным, за период...

Песков про заявления о возможности участия войск из Европы на Украине: они играют с огнем

СИРИУС, 6 мар – ПРАЙМ. Заявление президента Франции Эммануэля Макрона о возможность отправки европейских военных в зону спецоперации...

«Электоральная политика в России: этапы развития, основные субъекты, перспективы (1989 – 2004 гг.)»

Анализу различных аспектов российской электоральной политики посвящены работы многих исследователей (В. Гельман , Я. Пляйс , О. Красильникова  и ряд других). Цель настоящей...

Госдеп не исключил передачу Украине техники Эквадора российского производства

Кито намерен ее передать США в обмен на новую военную технику Техника российского производства, которую Эквадор передаст США...

«Молодежные общественно-политические организации как агенты политической социализации современной молодежи в России»

Они представляют собой ориентированные на молодежную аудиторию общественные объединения, но с политическими целями и задачами. Это определяет актуальность...

«Правовые акты международных организаций по противодействию коррупции»

При этом тесная связь между коррупцией и другими факторами преступности, в частности и с экономической преступностью, включая отмывание...

«Международное сообщество в борьбе с торговлей людьми»

Все великие мировые культуры, включая культуры Месопотамии, Китая, Египта и Индии, принимали рабство, как жизненный факт . Такая практика...

«Проблемы формирования и реализации молодежной политики Республики Казахстан»

В более узком, социологическом, смысле, молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых...

«Томас Гоббс и его политическая теория»

Рациональный компонент политической теории Гоббса основывается на представлении о государстве как о гигантском «искусственном человеке», а мифологический —...

«Влияние геополитических интересов ЕС, США и России на процесс реализации внешней политики Украины»

Во-первых в ее внутренней политике сформирована такая ситуация, которая делает невозможным сворачивание экономических и политических реформ и процесса...

«Концептуальные основания современной этнополитики России»

Актуальность темы состоит в том, что эффективная реализация политического курса невозможна без четкого выбора субъектов, объектов, направленности, приоритетов...

Песков: Москва не признает решения МУС, выдавшего ордера на арест военачальников из России

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Москва не признает решения Международного уголовного суда (МУС), выдавшего ордера на арест военачальников...

«Политический процесс как объект исследования: сравнительный анализ методологий»

В таком ракурсе политический процесс — совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, которая обеспечивает существование политической системы общества:...

«Развитие представлений о политическом участии»

В это же время происходит развитие четырех политологических концепций: модернизации, демократии, массового общества и политической культуры, которые уже...

«Подходы к типологии моделей социального государства»

Для Украины проблема выбора модели социального государства, не решена, не сформирована доктрина организации социальной сферы, наработки по подготовке...

«Феномен фашизма и национал-социализма в ХХ веке: политологический анализ»

В имеющихся исследованиях фашизм рассмотрен в историческом аспекте, мы же считаем необходимым провести политологический анализ, так как именно...

«Кризис национальных государств? Европейский Союз как новый политический субъект»

Действительно, возможности нации-государства во многом подрывают такие явления глобализации, как формирование междуна­родных финансовых рынков, интернационализация бизнеса и капитала, появление всемирных открытых информационных сетей, резко увеличившаяся мобильность населения, неделимый характер угроз безопасности и глобальные проблемы. Широкое распространение меж-, транс- и наднациональных институтов воспринимается многими политологами как свидетельство растущей неспособности национального государства справиться с вызовами времени.

В то же время глобализация не означает, что национальные государства исчезают или становятся менее важными субъектами политики, скорее происходит трансформация их роли в свете последних событий. Особый интерес в условиях широкомасштабной экономической и политической интеграции представляет исследование национального государства на примере стран Европейского Союза, уникального образца добровольного делегирования части суверенитета наднациональным институтам. Опыт современной европейской политики важен для мирового сообщества, ведь речь идет о выработке государствами-членами ЕС совместных ответов на вызовы современности.

Евросоюз — образование, не имеющее на настоящий момент аналогов, это еще не единый политический организм, но уже и не простой конгломерат национальных государств.

С самого начала интеграция в Западной Европе преследовала как экономические, так и политические цели. Европейское объединение угля и стали задумывалось не только как средство восстановления промышленности, но и как регулирующая организация между Францией и Германией, способная наладить сотрудничество этих национальных государств. Отдав под наднациональный контроль две стратегические отрасли, недавние противники создали базу для долгосрочной стабильности в регионе.

Как правило, национальные государства включаются в процессы интеграции для достижения трех основных целей: политической стабильности внутри региона, росту экономики и благосостояния населения и укреплению позиций союза в геополитическом пространстве [1, с. 368]. Можно сделать вывод, что стремление национальных государств к сотрудничеству диктуется чисто прагматическими соображениями [2, с. 37]. Интеграция Евросоюза способствует внутренней политической стабильности, поскольку, став союзниками, государства-участники принимают кодекс добро­соседства. В экономическом плане интеграция предполагает оказание помощи отстающим странам Европы и усиление конкуренции, позволяющей национальным компаниям продавать свои товары на всей территории ЕС, однако вовсе не гарантирует выравнивание уровней экономического развития. Показательно, что данная проблема остается нерешенной даже в рамках ЕС-15, несмотря на довольно длительный период ведения крупномасштабных проектов, таких как строительство Единого внутреннего рынка и Экономического и валютного союза, которые должны были существенно стимулировать рост экономики в странах догоняющего типа. Укрепление геополитического веса организации отражается в фиксации права самостоятельно определять позиции целой части света. Так, именно успехи ЕС заставили правительство США в срочном порядке создавать НАФТА.

Начиная с декабря 1969 года, когда в Гааге было принято решение о расширении Сообществ и углублении интеграции, история Евросоюза развивалась по этим двум направлениям, объединяя национальные системы в единую структуру и захватывая новые региональные зоны. Процесс углубления сопровождался созданием и совершенствованием институтов ЕС, т. е. функциональной интеграцией, которая постепенно сменялась политической. В свою очередь, в результате процесса расширения количество участников увеличилось с 6 до 27, а территория и численность населения выросли почти в три раза. Динамика углубления и расширения отчетливо свидетельствует об их внутренней связи и параллельности протекания. Взаимодействие между ними проявляется во временных изменениях – в ускорении или замедлении процессов слияния национальных государств в организованный региональный комплекс [1, с. 15-16].

Значительную роль в процессе европейской интеграции играет интенсивность внутренних экономических связей между странами—участницами союза и вступающими национальными государствами. К примеру, учитываются удельный вес взаимного экспорта двух групп государств в общих объемах их экспорта, его товарная структура и величина прямых инвестиций. Столь же важна степень развития интеграции, достигнутая ЕС на момент вступления новых членов. Очевидно, что интеграционные процессы могут замедлиться или даже приостановиться в связи с объективными трудностями присоединения новых участников. Поэтому последние должны соответствовать определенным требованиям, принятым с целью снизить «болезненность» прохождения данного этапа для обеих сторон.

Не менее важной является степень совпадения взглядов старых и новых участников интеграции на конечные цели существования союза и методы их достижения. Сходство уровней экономического развития, интенсивность торговых связей, потоки инвестиций, — все это не будет играть большого значения, если точки зрения на смысл союза у национальных государств различны. К примеру, особый путь избрала Великобритания, которая еще с момента вступления в ЕЭС определила для себя исключительную роль и продолжает придерживаться этой политики до сих пор.

По мере развития интеграции круг вопросов, которые решаются на наднациональном уровне, расширился. Национальные прави­тельства подчиняются коллективной воле союза, в том числе интересам других, более развитых и сильных государств. Зачастую это довольно болезненный процесс, поскольку в общественном сознании укоренились некоторые традиционные функции государства. Но с определенной долей уверенности можно утверждать, что в последние 20 лет наднациональное начало в Евросоюзе резко усилилось.

Правительство ЕС добилось серьезных успехов: проводится общая экономическая политика, была введена единая европейская валюта и создано Шенгенское пространство, функционирующие почти на всей территории союза за несколькими исключениями, широкую известность получил Европол — ведущее полицейское ведомство союза, появился институт европейского гражданства, был подписан и ратифицирован аналог Конституции — Лиссабонский договор. Постепенно вырисовывается облик Евросоюза, как глобального политического игрока.

Хотелось бы отдельно отметить, что в настоящее время Евросоюз переживает двойной кризис, вызванный, с одной стороны, замедлением интеграционных процессов в связи с присоединением стран ЦВЕ, и с другой, — затянувшимся финансово-экономическим мировым кризисом. Последнее расширение, начавшееся в 2004 году, беспрецедентно по своим масштабам и по сложности процессов интеграции, существенно отличается от предыдущих по количественным и качественным характеристикам. Положение осложняется тем, что даже страны ЕС-15 не могут эффективно противостоять глобальным экономическим трудностям. Греция является самым ярким примером несостоятельности национального правительства в борьбе с угрозами, подрывающими социально-экономическое положение страны.

Однако официальная позиция европейского правительства представляется довольно оптимистичной: было принято решение совместно бороться с вызовами времени, оказывать соответствующую помощь пострадавшим национальным государствам, проводить жесткие, зачастую принудительные изменения там, где необходимо и использовать сложившуюся ситуацию во благо организации.

Список литературы:

1.Расширение Европейского Союза и Россия / Под ред. О.В. Буториной, Ю. А. Борко. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2006. — 568 с.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2.Ян Э. Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе. В 3-х томах. Том 1: Неудавшийся национализм многонациональных и частичных национальных государств. — М.: Росспэн, 2010. — 432 с.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest