«Формы осуществления партийной социализации в области межнациональных отношений в российской федерации»
Задачам модернизации и вовлечения в неё молодёжи препятствует низкая солидарность российского общества, слабость горизонтальных связей, дефицит доверия в отношениях власти и общества. Институты позитивной социализации и социальной мобильности (образование, армия, наука, культура, различные общественные объединения) частично разрушены и малоэффективны. Немалая часть молодых людей негативно или скептически воспринимает государство, его основные институты, выдвигаемые инициативы.
В ходе исследования нами проанализированы ключевые позитивные формы проявления активности молодёжи в условиях модернизации общества.
К настоящему времени становится очевидным, что модернизация России немыслима без активного привлечения молодёжи. Поэтому выяснению роли молодёжи в процессе модернизации современной России посвящен целый ряд мероприятий, проводимых на федеральном и региональном уровнях.
Государственная молодёжная политика России — система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для стимулирования развития её созидательного потенциала и активности.
Партии, участвуя в социализации молодёжи, реализуют несколько задач. Во-первых, это расширение базы электоральной и общественной поддержки. Во-вторых, трансляция своих идей и ценностей. В-третьих, системная работа с молодёжью способствует формированию кадрового и управленческого резерва партии. Наконец, молодёжь выступает своеобразным индикатором процессов, происходящих в обществе. Это даёт возможность выявления и упреждения социальных рисков с помощью коррекции жизненных стратегий молодых людей.
Процессы социализации молодёжи и молодёжная политика государства определяются особенностями общественной структуры, ситуацией в основных сферах жизни общества, декларируемыми направлениями развития и запросами со стороны основных политических акторов.
Если в советский период политическая деятельность в рамках ВЛКСМ служила одним из инструментов социальной мобильности, то с распадом СССР новый действенный механизм политической социализации молодёжи сформирован не был. С распада СССР до недавнего времени со стороны государства и основных политических партий отсутствовал запрос на системное политическое воспитание молодёжи, формирование преемственности носителей определённой идеологии. Возможности использования политических объединений как «лифтов» для молодых людей были существенно ограничены. Следствием неопределённости и риска во всех жизненных сферах стала ориентация молодёжи на достижительные жизненные стратегии, дистанцирование от политической жизни, рост аполитичности.
В 1990-е годы для основных политических сил молодёжь объектом целенаправленного воздействия становилась ситуативно, преимущественно в рамках агитации в электоральных кампаниях различного уровня. Интересы и потребности молодёжи, в силу неоднородности этой социально-демографической группы, были недостаточно понятны политическим акторам, которые сами относились преимущественно к средним и старшим возрастным группам. В то же время, в рамках формирования партийно-политического пространства происходило создание молодёжных организаций при основных политических партиях того периода.
Подходы политических партий к социализации молодёжи стали меняться в середине 2000-х гг. Этому способствовал ряд причин:
Во-первых, усиление противоречий между относительной социально-экономической и политической стабилизацией и комплексом нерешённых острых проблем в различных сферах (социальная несправедливость, сужение политического пространства, возможности граждан влиять на принятие решений). Негативные явления ряд политических деятелей полагают возможным эффективно преодолеть путём радикальных политических преобразований, в которых активную роль должны сыграть молодые люди.
Во-вторых,повышение интереса российских политиков к молодёжи после серии т. н. «цветных революций» на постсоветском пространстве. Ведь в проведении массовых ненасильственных акций, направленных на смену политического руководства в Грузии, на Украине, в Киргизии и Белоруссии, существенную роль сыграли молодёжные организации либерально-демократической направленности. В апреле 2009 года молодёжные организации, как формализованные, так и сетевого типа, активно участвовали в массовых беспорядках в Молдове, связанных с несогласием прозападных либеральных партий с результатами парламентских выборов.
Все это делало необходимым проводить более эффективную молодежную политику, в том числе с целью направления активности молодежи в позитивное, а не деструктивное русло [2].
В-третьих,стремление к большей предсказуемости общественно-политической жизни, и созидательности политической активности молодых людей. Здесь большое значение приобретает воздействие на такие особенности молодежи, влияющие на ее политическую и этническую социализацию, как лабильность сознания, неустойчивость и подвижность позиций молодых людей в социальной и политической системе, ограниченность социальных и политических связей, незавершенность становления субъектности в социально-политических отношениях.
Российские политические партии в последние годы активизировали работу с молодёжью, которая представляет существенный интерес для них в качестве объекта политической социализации, кадрового ресурса, площадки для «обкатки» различных инициатив и идеологических вопросов.
Партиями мероприятия в области стимулирования политической активности молодёжи реализуются по нескольким основным направлениям:
развитие молодёжных организаций, ориентированных на поддержку и продвижение идейно-политических установок соответствующей партии;
позиционирование таких организаций как структур, призванных содействовать подготовке управленческих кадров для решения задач модернизации страны (оценки сущности модернизации и её ориентиров разными партиями существенно варьируются);
привлечение голосов молодых людей как электорального ресурса в условиях изменений избирательного законодательства;
противодействие политическим оппонентам и негативно оцениваемым общественным явлениям и практикам, в том числе посредством уличных акций, в которых сама партия по тем или иным причинам не может (или не считает целесообразным) участвовать.
Одной из составляющих партийной политической социализации молодёжи является социализация в области межнациональных отношений. Актуальность этой задачи применительно к российским реалиям обусловлена рядом факторов:
недостаточность, а нередко — неэффективность или негативный эффект работы по формированию культуры и навыков межэтнических отношений в рамках базовых институтов социализации (школы, семьи, армии);
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
рост популярности ксенофобных, экстремистских настроений в молодёжной среде (как «русского этнонационализма», так и «национализма меньшинств»), насилия на расовой и этнической почве, усиление активности экстремистских молодёжных группировок;
сохранение или нарастание противоречий с рядом постсоветских государств, которые нередко приобретают характер этнокультурных. В том числе — споры из-за ограничения пространства русского языка и культуры, нарушения прав российских соотечественников, историко-политические споры (снос памятников советской эпохи, политика исторического ревизионизма, выстраивание гражданской идентичности «молодых демократий» на основе «исторического противостояния России»).
Список литературы:
Закон Магаданской области «О молодом специалисте» № 909-03 от 09.11.2007
«Опыт укрепления стабильности в странах СНГ 2005-2007 гг.» Аналитический вестник Совета Федерации № 28 (345) 2007.
Положение «Об Общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями на 21 октября 2005 года). Москва, 10 июня 2005 года, N 1979-IVГД.
Постановление Совета Федерации от 08.08.2004 N 286-СФ (ред. от 02.02.2007) «О Совете по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежной парламентской ассамблее)».