«Молодежные общественно-политические организации как агенты политической социализации современной молодежи в России»

Они представляют собой ориентированные на молодежную аудиторию общественные объединения, но с политическими целями и задачами. Это определяет актуальность...

«Внешнеполитическая стратегия США после окончания холодной войны»

Пиком обострения отношений между сверхдержавами стал Карибский кризис 1962 г. Тогда мир был на грани ядерной войны. В...

«Неопределенность как основной вызов для внешней политики России»

Ключевые слова: неопределенность, внешняя политика России, мировой порядок. Неопределенность, то есть дефицит точной информации о текущих и будущих...

«Политические ориентации современной российской молодежи»

К числу внешних факторов можно отнести объективные социально-экономические условия, политическую обстановку в стране, господствующий тип политической культуры, особенности...

«Возможно ли появление национализма в малых группах»

Мансур Олсон — американский экономист. Бакалавр Университета Оклахомы; магистр Оксфорда; доктор философии (1963) Гарвардского университета. Преподавал в Мэрилендском...

«Политические теледебаты как часть избирательной кампании. эволюция института теледебатов в политической системе США»

Отказ от участия в телевизионных сражениях лидеров предвыборной гонки год за годом снижает интерес зрителей к данному событию....

Politico: долги брата Байдена Джеймса в 2020 году выплатил тайный благотворитель

МОСКВА, 2 мар – ПРАЙМ. Кредиты, полученные компанией предпринимателя Джеймса Байдена, были взяты на себя и выплачены тайной...

Глава МИД КНР: Россия и Китай создали новый образец отношений крупных стран

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Россия и Китай сформировали новый образец отношений крупных государств, они полностью отличаются от...

«Беларусь и Россия: строительства союзного государства»

Но возможность обрете­ния независимости бывшими союзными республиками вызвала массу проблем на всём постсоветском пространстве. Осознавая гибельные последствия произошедшей...

«Планы СССР, США, Великобритании и Франции относительно будущего развития государственного управления в германии»

Первая послевоенная пятилетка стала переходным периодом, то есть периодом восстановления немецкой государственности, управления и устройства. Данный период был...

«Правовые акты международных организаций по противодействию коррупции»

При этом тесная связь между коррупцией и другими факторами преступности, в частности и с экономической преступностью, включая отмывание...

«Перспективы исследований коллективной памяти для формирования российской идентичности»

Однако, 5 февраля 2011 г. в речи на 47-й международной конференции по безопасности в Мюнхене он углубил постановку вопроса,...

«Украинская национальная идея: проблема определения понятия, принципы и направления»

Государственное самоосуществление — ключевая идея не только для украинцев, но и для всех людей, которые сегодня проживают в...

«Роль и место дискурс-анализа в изучении спектра политических партий России»

В общественном мнении принято, что если партия называется «Коммунистическая партия Российской Федерации», то и идеология партии содержит только...

«К вопросу о классификации политических партий»

Политические партии образуют ядро активной и организованной общественности, поскольку их главной задачей является борьба за распределение государственной власти...

Фукуяма: общественные институты США переживают серьезный кризис

МОСКВА, 2 мар – ПРАЙМ. Из-за невозможности адаптироваться к стремительно меняющимся мировым условиям общественные институты США столкнулись с...

«Политические аспекты трудовой миграции в современной России»

ABSTRACT The article describes the political aspects of labor migration at the present stage of development of Russia,...

«Информация и информационные ресурсы в политической сфере»

Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупности ресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура...

«Политический аспект институциализации системы власти в республиках Российской Федерации»

Качественно различные модели разделения властей складывались за 1990-е гг. в российских республиках и административно-территориальных субъектах федерации (областях, краях,...

«Проблемы административного реформирования в современной России»

Осознание того, что основополагающие проблемы лежат в самой государственной системе, в самом механизме и элементах администрирования, заставляет реформаторов...

«Политическая власть, созданная В.В. Путиным»

Конституционно провозглашенное разделение политической власти в Российской Федерации составляет нормативно-правовую основу государства, а главой государства является Президент Российской Федерации, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации совместно с Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и судами РФ. Это положение фактически провозглашает наличие в России четвертой ветви политической власти — президентской.

«В существующей системе верховному лицу принадлежит последнее слово по всем сколько-нибудь значимым вопросам управления, — пишет К.Г. Холодовский. Его положение над всеми властями создает предпосылки и соблазн простого подчинения ему всех звеньев государства. Отсутствие выработанного десятилетиями механизма гармонизации и взаимного дополнения функций разных органов государственного управления толпой, особенно в условиях запроса на стабильность и порядок, к замене этого механизма взаимоотношений упрощенным вариантом — вертикалью власти» [5, с. 8].

Российскую вертикаль власти можно охарактеризовать следующим образом:

1. Персонификация президентской власти.

Ключевой характеристикой российской политической власти Ю. Пивоваров называет властецентричность, «причем «власть» должна писаться с большой буквы — «Власть». Она главное действующее лицо исторического процесса, в ходе которого лишь меняет свои наименования — царь, император, генсек, президент. Важно также подчеркнуть, что эта Власть всегда персонифицирована, т. е. обязательно предполагает определенного носителя (в отличие от Запада, где власть отделена от правителя и не является его личной прерогативой)» [2, с. 15]. Вертикаль власти современной политической системы тесно связана с именем В.В. Путина.

2. Преемственность власти.

Победа Д. Медведева на президентских выборах была обеспечена поддержкой В. Путина. В этом случае В. Путину был гарантирован пост Председателя Правительства Р.Ф. На последних президентских выборах Президентом РФ стал бывший Председатель Правительства РФ В. Путин. В свою очередь, политиком, который возглавил список «Единой России», и Премьер-Министром РФ стал бывший Президент РФ Д. Медведев. Начался «процесс перемещения власти» [4, с. 72], в результате которого пост премьера из «технического» (при сильном президенте) превращался во второй по важности (согласно Конституции) и ведущий из-за личности премьера.

Было найдено решение, при котором бывший лидер страны и государства сохранил инфраструктуру властного контроля над ключевыми областями в жизни страны — политической и экономической сферами. Жизнедеятельность такой инфраструктуры закреплена реформами избирательного законодательства, выстраиванием вертикали власти и укреплением личного имиджа В. Путина.

3. Плебисцитарность.

Плебисцитом, применительно к легитимности власти, К. Холодовский [5, с. 13] называет всеобщее голосование, фактической целью которого является не решение каких-либо вопросов (подразумеваемое при референдуме), а подтверждение доверия тому или иному верховному лицу.

В современной российской действительности народ не выдвигает своего представителя, а под видом выборов одобряет или утверждает выбор, сделанный «наверху».

4. Бюрократизация.

Вертикальность политической власти предполагает подготовку проектов решений для первого лица, контроль за реализацией решений, коррекцию (в случае необходимости) и отчетность о выполнении решения. В современных развитых демократических системах вертикаль власти осуществляется на основе распределения и делегирования властных полномочий, а развитое гражданское общество осуществляет функции контроля за деятельностью государства.

Политическая система современной России трансформировалась таким образом, что основным органом подготовки решений и контроля за их исполнением (особенно в вопросах кадровой политики) стала администрация президента — чиновничий, технический, бюрократический орган.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5. Снижающаяся роль и значение региональных органов власти

Являясь мезоуровнем политической государственной власти, субъекты Российской Федерации осуществляют её на основе Конституции РФ. Однако конституционный идеал оказался горизонтом, достижение которого проблематично, а российское федеративное государство приобретает всё больше и больше признаки унитарного.

Избрание губернаторов — фактическое их назначение президентом через формальное одобрение органом законодательной власти субъекта федерации — привело к тому, что руководитель региона стал лицом, подотчетным президенту, несущим перед ним ответственность и зависящим от воли президента. Тем самым, руководитель региональной ветви исполнительной власти удалился от источника своей власти — народа региона. Сами органы законодательной власти региона всё больше подпадают под влияние руководителей региона, превращаясь в «канцелярию, ставящую на законопроекты входящие номера и печать» [1, с. 3]. Изменение порядка выборов губернаторов, по мнению автора, не приводит к кардинальным изменениям и всенародности выборов, т. к. наличие своеобразных «фильтров» и условий позволяет президенту и партии власти влиять на ход и итог выборов руководителей регионов.

6. В «вертикаль власти» всё более вовлекается «партия власти»

В соответствии с концепцией разделения политической власти на три ветви, публичная власть отделена от гражданского общества и сосредоточена в основном институте власти — государстве. Основным политическим субъектом гражданского общества, субъектом, действующим в политике непосредственно, является политическая партия. В демократическом обществе в борьбе за политическую власть партия, как общественная организация, как союз идейных единомышленников в случае победы не приходит к власти в государстве, не становится субъектом власти, а управляет страной руками своих членов. Феномен политической партии в том и заключается, что, являясь субъектом политики, важным элементом политической системы, стремясь завоевать власть в государстве она, не участвует непосредственно в управлении как субъект, а действует опосредованно.

В современной действительности «Единая Россия» получает или присваивает себе всё больше и больше полномочий, реализуя свою программу «от партии для власти — к партии власти». Обусловленность и востребованность идеи «партии власти» Ю.С. Пивоваров объясняет на основе теории социального конфликта Р. Дарендорфа, который считал, что внимание нужно концентрировать не на причинах, а на формах конфликта. Поскольку конфликты есть одна их форм существования общества и должны сохраняться, но они угрожают стабильности и устойчивости общества, их надо поместить в особую «социальную среду» — «социальную плазму», которая минимизирует их разрушительную силу. Основной элемент «социальной плазмы» — обширный средний класс.

Ввиду отсутствия в России широкого среднего класса, понадобилось новообразование в лице «Единой России», которое, по аналогии с дарендорфовской «социальной плазмой», Ю.С. Пивоваров [2, с. 20] называет «властной плазмой». Роль «Единой России» Ю. Пивоваров видит в дисциплинировании участников политического процесса. «И драка между чиновничеством и бизнесом, между федеральной и местной бюрократией, между администрацией президента и правительством, между отдельными министерствами, между Кремлем и Тверской, 13, между многими другими продолжается и нет ей конца. Однако в рамках «Единой России» всех их помирят. В случае недисциплинированного поведения «напомнят, накажут, определят линию поведения и «причитающуюся» долю в коррупционном переделе» [2, с. 18]

7. Отсутствие реальной оппозиции не способствует идентификации политической власти как власти демократической

Политическая власть в демократическом обществе завоевывается и функционирует на основе конкуренции и идентифицируется при наличии реальной оппозиции.

Современная партийная система России состоит почти из семидесяти официально зарегистрированных политических партий, четыре из которых («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) представлены в Государственной Думе.

«Политическое многообразие нашего общества определяет и структуру нашей многопартийной системы, — заявил Д. Медведев в послании Федеральному Собранию страны, — сегодня мы можем сказать: многопартийная система в Российской Федерации  в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим, общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом, обеспечивающим функциональные права и свободы нашего народа, в том числе и его исключительное право на власть» [3, с. 5]

Вместе с тем следует отметить, что три из четырех представленных в Государственной Думе партий в том или ином виде являются креатурами Кремля и только КПРФ обладает определенным уровнем независимости, провозглашая себя народной партией. Однако и КПРФ имеет представление о границах своей независимости, поэтому заявляя о необходимости смены нынешнего властного режима, понимает, что решить это невозможно. Партии, не представленные в парламенте, возможностями влияния на власть и способностями привлечения на свою сторону широких народных масс не имеют.

К уничтожению оппозиции приложила руки политическая власть, которая, создавая «Единую Россию» как доминирующую партию, предполагала, что оппозиция в рамках «управляемой», «суверенной демократии» будет лояльной  по отношению к правящему режиму, однако, в стремлении к уменьшению влияния оппозиции власть почти уничтожила оппозицию.

8. Гражданское общество, характеризуемое как развивающееся, не способно выполнять функции контроля за политической властью в современной России

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

До настоящего времени гражданское общество в России можно назвать развивающимся и этот этап развития будет длиться до тех пор, пока институты гражданского общества не начнут создаваться по инициативе населения на добровольной основе. Созданная властью Общественная палата все больше превращается в бюрократический орган.

Современное российское государство является доминирующим по отношению к гражданскому обществу и характеризуется авторитарной вертикалью власти. Являясь основным субъектом современной российской политической системы, государство (Кремль) диктует правила поведения остальным политическим субъектам, используя политическую власть.

Как известно, политический режим — это формы, способы и методы использования государством политической власти. В соответствии с Конституцией РФ наша страна является демократическим федеративным  правовым государством с республиканской формой правления. Являясь, несомненно, демократическим, политический режим современной России приобретает всё более авторитарный характер, подтверждением чему являются изменения в избирательной законодательстве, приводящие к всё большему удалению народа от участия в формировании органов власти. Увеличение сроков полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы, приводят к снижению роли выборов как формы контроля за деятельностью высших органов государственной власти. Политическая партия стала единственной общественной организацией, имеющей право участвовать в выборах и выдвигать своих кандидатов. Минимальная численность самих партий повышена до 50 тысяч членов. Порог для прохождения в Государственную Думу повышен до 7 %, а депутатам запрещен выход из партии. Запрещены также избирательные блоки, отменено голосование «против всех», отменен порог явки избирателей на выборах, почти повсеместно прекращены выборы по одномандатным округам. Ужесточены требования к сбору подписей и их  оформлению, что позволяет под разными предлогами устранять партии и отдельных кандидатов из списков.

Таким образом, являясь ядром политической системы современной России, политическая власть по своим характеристикам приобретает авторитарный характер.

Список литературы:

Дымарский В. С разрешенной скоростью /В. Дымарский // Российская газета. — 2009. — № 200. — С. 3.

Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика. Заметки историка о причинах неудачи демократического транзита /Ю.С. Пивоваров // Политические исследования. — 2006. — № 1. — С. 12—32.

Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. — 2009. — 11 ноября.

Самойлова В.В. Политическая элита современного российского общества /В.В. Самойлова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2008. Вып. 1. — С. 72—74.

Холодовский К.Г. К вопросу о политической система современной России / К.Г. Холодовский // Политические исследования. — 2009.  — № 2. — С. 7—22.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest