«Экономическая война как способ достижения политических интересов государства (на примере отношений США и Кубы)»

Могут использоваться такие методы, как обвал национальной валюты, основной валюты торгового баланса или цен на основные экспортируемые товары....

Послание президента Федеральному собранию

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Президент Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Выступление главы государства прошло...

«Политическая идентичность как результат процесса политической социализации»

Активное исследование, в том числе и в российской политической науке, данного феномена наблюдается с начала 1990-х годов, так как...

«Феномен фашизма и национал-социализма в ХХ веке: политологический анализ»

В имеющихся исследованиях фашизм рассмотрен в историческом аспекте, мы же считаем необходимым провести политологический анализ, так как именно...

«Новое законодательство ЕС на пути к формированию либерального энергетического рынка»

Если еще 10 лет назад у западных потребителей не возникало сомнений в надежности поставок, то после вышеуказанных конфликтов...

Песков: если бы такие, как Киссинджер, были у власти, все было бы по-другому

СИРИУС, 6 мар – ПРАЙМ. Уход из жизни бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера – большая утрата для мировой...

«Капитализм XXI века: от либеральной демократии к узурпации власти олигархией»

ABSTRACT The article covers the problem of rebirth in the XXI century liberal democracy in usurpation of authority...

«Аполитичность молодежи в современном российском обществе»

В рамках этого исследования рассмотрены различные аспекты, влияющие на политическое сознание молодого поколения, проанализировано состояние регионального законодательства о...

«Сравнительный анализ избирательных систем России и Германии»

Германия представляет собой  государство, которое пережило в своей политической истории две мировые войны и находится на как экономическом,...

«Беспрецедентен ли вызов современного терроризма?»

Особое место в подобных рассуждениях занимают события 11 сентября 2001 г. — массированная атака на «единственную сверхдержаву мира». Многие увидели...

«Лоббирование интересов табачных компаний в российской федерации: проблемы и пути решения»

Согласно принятому закону, уже с января 2015 года право продажи табачной продукции и табачных изделий остается только у...

«К вопросу о восприятии партнера в российско-германских отношениях»

В биполярную эпоху западные государства, позиционировавшие себя в качестве оплота демократии, оказались затронутыми этим процессом не меньше, чем державы...

«Трансформация внешнеэкономической политики России в условиях геополитической напряженности»

Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, внешнеторговый оборот, санкции, эмбарго, евразийская интеграция, Всемирная торговая организация. Проведение активной и сбалансированной внешнеэкономический...

ЦИК утвердил текст бюллетеня для голосования на выборах президента

Фамилии четырех кандидатов разместили в алфавитном порядке Центризбирком утвердил текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах президента РФ....

«Перспективы мультикультурной политики в контексте культурных противоречий в eвропейском союзе»

ABSTRACT The article reveals the specificity of multicultural policy in the European Union. The author pays particular attention...

На парламентских выборах в Пакистане лидирует партия Имрана Хана

Выборы происходят в чрезвычайной ситуации, а победа сторонников Хана может еще больше дестабилизировать обстановку в стране Фото: Yasir...

Глава МИД КНР: Россия и Китай создали новый образец отношений крупных стран

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Россия и Китай сформировали новый образец отношений крупных государств, они полностью отличаются от...

«Функциональный аспект политических партий»

Партии играют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности...

RS: американские политики воспринимают конфликт на Украине как “выгодную сделку”

МОСКВА, 27 фев- ПРАЙМ. Американские политики обсуждают конфликт на Украине с изрядной долей морального превосходства, но плохо скрывают...

«Международное сообщество в борьбе с торговлей людьми»

Все великие мировые культуры, включая культуры Месопотамии, Китая, Египта и Индии, принимали рабство, как жизненный факт . Такая практика...

«Военно — политическая обстановка на северном Кавказе и ее влияние на военную безопасность Российской Федерации»

Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает позитивного отношения у ряда стран, сохраняющих приверженность к разрешению разнообразных противоречий путем применения военной силы в нарушение существующих норм международного права.

Анализ тенденций развития военно-политической обстановки показывает, что в ходе становления нового мирового порядка ведущие государства будут по-прежнему рассматривать военную силу в качестве одной из главных составляющих обеспечения своих национальных интересов, достижения экономических и политических целей [2, с. 15].

В краткосрочной перспективе внешняя военная угроза для России невелика. За это время не появится врагов, которые, как в период «холодной войны», могли внезапно начать вооруженную агрессию. У России сегодня нет острых политических или экономических конфликтов со странами НАТО, которые могли бы привести в ближайшем будущем к военному конфликту. В то же время наиболее вероятными в настоящее время для России являются внутренние вооруженные конфликты, прежде всего, на Кавказе, а также в других районах в связи с ухудшением экономического положения или при попытках проявления сепаратизма и дальнейшего разрушения России по модели Советского Союза [3, с. 56].

Сегодня важным фактором обеспечения международной безопасности является комплекс договоров и соглашений о контроле над вооружениями. Они способствуют большей предсказуемости ситуации, делают маловероятным внезапное нападение и обеспечивают достаточное стратегическое предупреждение. Российская Федерация обладает также мощными стратегическими ядерными силами, способными сдержать агрессора.

Таким образом, если наметившаяся тенденция к военной конфронтации с исламским миром по «дуге нестабильности» от Боснии до Таджикистана получит дальнейшее развитие, возможно и более активное противоборство с некоторыми мусульманскими странами, стремящимися добиться господства в этом регионе. При худшем варианте Россия может столкнуться даже с несколькими войнами локального масштаба типа афганской или иракской.

В долгосрочной перспективе по мере укрепления экономических и политических позиций нашей страны на фоне борьбы ведущих государств и коалиций за топливно-энергетические ресурсы и рынки сбыта уровень существующих и потенциальных военных угроз России может возрасти и, в значительной степени, будет определяться борьбой за лидерство традиционных и вновь формируемых центров силы — США, объединенной Европы во главе с Германией, Японии, Китая. Попытки укрепления или расширения их влияния за счет использования геостратегического и экономического потенциала России будут прямо или косвенно противоречить российским национальным интересам и создавать предпосылки для возникновения непосредственной военной угрозы.

Снижение российского стратегического ядерного потенциала, резкое изменение соотношения по стратегическим наступательным вооружениям в пользу США, а также развертывание национальной и региональной систем ПРО могут подорвать сложившийся стратегический паритет и девальвировать статус России как ядерной сверхдержавы. Это резко ослабит роль и вес Российской Федерации по всему спектру геостратегических и военно-политических проблем [6, с. 19].

Мы считаем, что в долгосрочной перспективе возможно возникновение системы согласованных и организованных локальных войн и вооруженных конфликтов в сферах традиционного влияния России в странах дальнего зарубежья, ориентирующихся на новую Россию, с втягиванием в них России и перерастанием этих конфликтов в региональную войну. Анализ условий развязывания такой войны показывает, что наиболее вероятно ее возникновение в пределах Западного и Юго-Западного стратегических направлений.

В целом на период до 2020 года военно-политическая обстановка в мире будет достаточно сложной и характеризоваться возможными периодами резкого обострения. Развязывание крупномасштабной агрессии против России в ближайшей и среднесрочной перспективе маловероятно. Однако эта вероятность будет возрастать по мере укрепления экономических и политических позиций нашей страны на фоне борьбы ведущих государств и коалиций за топливно-энергетические ресурсы и рынки сбыта. На рубеже 2020 года Россия может стать главной ареной борьбы за источники сырья и другие природные богатства [8, с. 57].

Из вышеизложенного следует, что в стране должна быть создана система своевременного вскрытия военных угроз, оперативного и гибкого реагирования на них, позволяющая принимать обоснованные решения по предотвращению эскалации конфликтов.

Это, в свою очередь, требует разработки эффективных симметричных и асимметричных мер по нейтрализации возникающих и прогнозируемых военных угроз, поиска союзников, налаживания с ними взаимодействия, расширения числа нейтральных стран. А научный прогноз и объективная оценка военных угроз безопасности России должны явиться основой для выработки задач Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное и военное время и определения приоритетов в их строительстве и применении в военной и военно-технической политике РФ.

Сегодня мы можем видеть эволюцию взглядов на средства и способы обеспечения национальной безопасности, растет понимание необходимости кардинального переосмысления подходов к формированию системы обеспечения военной безопасности РФ, убеждение в том, что без ее совершенствования невозможно добиться главной цели — обеспечить национальную безопасность с использованием, как невоенных мер, так и военной силы.

Для достижения этой цели необходимы разработка и последовательное проведение:

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

сбалансированный военно-политический курс;

повышение уровня социально-экономического развития;

укрепление военной организации государства исходя из военных угроз его национальным интересам, определение и использование наиболее эффективных возможных форм и способов их нейтрализации;

превращение зон конфронтации в области стабильности;

защита и обеспечение безопасности международных проектов и инвестиций.

Стремление к комплексному и взаимосвязанному учету перечисленных факторов при организации функционирования системы обеспечения военной безопасности позволяет рассматривать ее в качестве механизма, призванного реализовывать принятые в стране концептуальные взгляды и политические установки в области обеспечения национальной безопасности путем координации деятельности органов законодательной, исполнительной власти и всех других элементов военной организации государства.

Прежде всего, необходимо отметить то, что обеспечение военной безопасности России требует формирования и реализации единой государственной политики в этой области, консолидации усилий всех ветвей и органов власти, концентрации и рационального использования выделяемых сил, средств и ресурсов.

Эта линия предусматривает приведение объема и содержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями страны [7, с. 26].

Нам необходимо отметить то, что Российской Федерации необходим комплексный и сбалансированный подход в вопросах обеспечения геополитической и военной безопасности в кавказском регионе. Главной задачей является обеспечение территориальной целостности Российской Федерации, противодействие угрозам внешнего вмешательства в регион, противодействие религиозному экстремизму и сепаратизму.

Важно использовать и развивать российское посредничество в карабахском, грузино — осетинском, абхазо-грузинском конфликтах. Активизировать и укреплять партнерство с Арменией и Ираном [4, с. 84].

Сегодня мы можем видеть то, что выстраивается целостная концепция геополитики Российской Федерации, которая предусматривает и берет курс на восстановление эффективного государственного управления, комплексного подхода в вопросах военной безопасности, и это обуславливается тем, что регион становится зоной повышенного интереса ряда иностранных государств, присутствие которых на Большом Кавказе нарастает, что в долгосрочной перспективе может привести к возникновению противоречий между интересами Российской Федерации стран Запада и Ближнего Востока.

Список литературы:

1. Авдеев А.А. Военная реформа в России. — М., 2010. — 26 с.

2. Арешев А.Г.Политически мотивированные энергетические проекты и рост военно-политической напряженности в Закавказье // Аналитические заметки. — М., 2007. — №23. — 15 с.

3. Геополитика: Теория и практика. — М.: ИМЭМО РАН, 2008. — 56 с.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4. Дашдамиров А. Некоторые исторические особенности межкавказских отношений // Кавказский сборник. — М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. — Т.1 (33). — 84 с.

5. Квашнин А.В. Военная безопасность Российской Федерации в XXI веке. Сборник научных статей. — М: ГШ ВС РФ, 2004. — 64 с.

6. Лутовинов В.И. Проблемные вопросы научно-методологического обеспечения военной безопасности Российской Федерации. — М.,2004. — 19 с.

7.  Макаренко И.К. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения в постконфрантационную эпоху. М.: Мысль, 1998. — 26 с.

8. Макаренко И.К., Морозов B.C. Военная безопасность государства: сущность, структура и пути обеспечения на современном этапе. — М., 2000. — 57 с.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest