«Экономический аспект использования мягкой силы в процессе евразийской интеграции (в контексте концепции внешней политики России)»
Необходимо отметить, что появление концепции мягкой силы в конце ХХ века было обусловлено феноменом возрастания роли невоенных видов силы. Ее автор Дж. Най дал следующее определение: «Мягкая» сила — это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек. … «Жесткая» сила, или «жесткое» могущество, — это способность к принуждению, обусловленная военной и экономической мощью страны. Мягкое могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами. … В конце концов «мягкое» могущество проявляется в привлечении других к сотрудничеству без угроз и поощрений; следовательно, отчасти оно зависит от того, как мы формулируем наши цели. Политику, основанную на всеобъемлющих и перспективных целях, легче сделать привлекательной для других, чем имеющую узкий и близорукий характер. Политика с большей вероятностью будет привлекательной, если она базируется на ценностях, разделяемых другими» [6].
Выделенные параметры «мягкой силы» — добровольность, единые стандарты поведения и разделяемые ценности — позволяют рассматривать ее как форму сотрудничества более мощного государства с менее сильными внешнеполитическими акторами. С нашей точки зрения, это теоретическое положение полностью применимо к России, важнейшей внешнеполитической целью которой на постсоветском пространстве выступает «тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе» [9].
Как отметил В.В. Путин, «мы объективно подошли к тому, чтобы серьезно модернизировать принципы нашего партнерства — как в СНГ, так и в других региональных объединениях. И сконцентрировали свое внимание, прежде всего на развитии торговых и производственных связей. По сути, речь идет о превращении интеграции в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры» [10].
Развивая мысль о российской политике «мягкой силы» руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международным гуманитарному сотрудничеству, а также спецпредставитель Президента РФ по связям с государствами-участниками СНГ К.И. Косачев подчеркнул, что инструменты «»мягкой силы» более всего отвечают тем задачам, которые сегодня стоят перед РФ вовне. А задачи эти полностью вытекают из потребностей внутреннего развития страны: обеспечение благоприятного окружения, создание модернизационных альянсов, усиление евразийской интеграции — все это не самоцель российской внешней политики, а средства для модернизации самой России» [5].
Следует согласиться с его утверждением о том, что «сегодня основным трендом международных процессов является умение использовать возможности «мягкой силы» для реализации своих интересов. … Главное — это интересы страны, чего не нужно ни стыдиться, ни опасаться («вдруг не так поймут?» и т. п.). Российские интересы имеют не меньшее право на выражение и продвижение, чем интересы других стран. Сделав наши интеграционные и имиджевые импульсы выгодными другим государствам, мы достигнем — и уже достигаем — гораздо большего, чем средствами «жесткой силы». XXI век — эпоха инструментария «мягкой силы», и в выигрыше будет тот, кто им овладел раньше и лучше других» [5].
Актуальность проблематики «мягкой силы» России во внешнеполитической сфере была подтверждена в новой Концепции внешней политики России [4], одним из базовых положений которой является утверждение о «мягкой силе», т. е. комплексном инструментарии решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии, как неотъемлемой составляющей современной международной политики.
Автор считает необходимым особо подчеркнуть, что хотя экономические методы и технологии непосредственно не включены в приведенное выше определение «мягкой силы», из контекста всего документа можно сделать вывод о целесообразности выделения внешнеэкономических инструментов «мягкой силы» России.
Этот тезис основывается на том, что отличительной чертой новой Концепции внешней политики России [4] является постоянное подчеркивание связи политики и экономики на мировом и региональном уровнях. В документе утверждается, что в условиях финансово-экономического кризиса и глобальной конкуренции на передний план, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические факторы влияния государств на международную политику, что экономическая взаимозависимость государств является одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности, что новые центры экономического роста и политического влияния все чаще и увереннее берут на себя ответственность за дела в своих регионах, а региональная интеграция становится действенным инструментом повышения конкурентоспособности ее участников.
Одним из таких центров названа Российская Федерация, поскольку являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, участницей целого ряда влиятельных международных организаций, региональных структур, механизмов межгосударственного диалога и сотрудничества, обладая значительными ресурсами во всех областях жизнедеятельности, интенсивно развивая отношения с ведущими государствами и объединениями в различных частях мира в рамках многовекторного внешнеполитического курса, последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику в качестве ответственного и конструктивного члена международного сообщества, она способствует формированию позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня, решению глобальных и региональных проблем.
К основным целям России в сфере международных экономических отношений отнесено:
·создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста российской экономики, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
·укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;
·активное использование возможностей региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
В документе уделено особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов на пространстве СНГ, и названы внешнеэкономические задачи России на региональном уровне, в числе которых содействие практической реализации Договора о зоне свободной торговли, призванного качественно модернизировать нормативно-правовую базу торгово-экономического сотрудничества государств-участников СНГ, и активная поддержка процесса евразийской экономической интеграции.
Следует особо отметить, что интеграционный потенциал на постсоветском пространстве обеспечивается преимущественно за счет российских ресурсов. Непосредственными инструментами «мягкой силы» евразийской интеграции являются Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), которые призваны «не только максимально задействовать взаимовыгодные хозяйственные связи на пространстве СНГ, но и стать определяющей будущее стран Содружества моделью объединения, открытого для других государств» [4].
Сегодня уже можно говорить об определенных этапах реализации евразийского интеграционного проекта. 10 октября 2000 г. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан заключили Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое создавалось «для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами ТС и ЕЭП, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о ТС, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» [2]. В мае 2001 г. сторонами был ратифицирован Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве [13].
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана вступил в действие с 1 июля 2010 г., в ноябре 2011 г. подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции и Договор о Евразийской экономической комиссии [3], с 1 января 2012 г. функционирует ЕЭП, которое является следующим шагом в интеграции стран ЕврАзЭС после Таможенного союза. Принципиальная особенность Таможенного союза и ЕЭП — это наличие надгосударственных структур. С 1 января 2012 г. начал работу Суд ЕврАзЭС, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов, связанных с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как постоянно действующий наднациональный регулирующий орган ТС и ЕЭП осуществляет контроль над исполнением международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства [3].
Функционирование ТС и ЕЭП базируется на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий, на единой визовой и миграционной политике, что позволило снять пограничный контроль на внутренних границах. Для граждан эффективная деятельность ТС и ЕЭП означает снятие миграционных, пограничных барьеров, отмену «трудовых квот», свободу выбора места жительства, увеличение объема товаров для личного потребления, ввозимых беспошлинно. Для бизнеса ТС и ЕЭП — это открытие новых рынков, единые стандарты и требования к товарам и услугам, в большинстве случаев унифицированные с европейскими, доступ участники экономической жизни к госзаказам и контрактам в любом государстве — участнике ТС и ЕЭП.
Следующая задача, поставленная Президентом РФ В.В. Путиным: «способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, исходя из открытости этих процессов для присоединения других государств, прежде всего членов Евразийского экономического сообщества и участников Содружества Независимых Государств» [12]. Выполнение этой задачи в соответствии Концепцией должно основываться на использовании следующих инструментов экономической «мягкой силы»:
·привлечение к преобразованию ЕврАзЭС и формирования Евразийского экономического союза других государств-членов ЕврАзЭС;
·осуществление шагов по дальнейшему развитию и совершенствованию механизмов и нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП;
·укрепление Евразийской экономической комиссии как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Как отметил в январе 2013 г. Председатель Коллегии ЕЭК В. Христенко, выступая на Гайдаровском форуме «Россия и мир: вызовы интеграции»: «Интеграционный процесс не просто набирает обороты, а реально демонстрирует свою эффективность, что подтверждается в исследованиях таких институтов как Европейский банк развития и реконструкции, который назвал наш проект самым успешным в региональной интеграции в 2012 году» [8]. С нашей точки зрения, евразийский интеграционный проект уже продемонстрировал тенденцию к качественному изменению условий развития экономик трех стран, устойчивому росту доходов их бюджетов и общего экспортного потенциала ТС, динамичному росту инвестиций в основной капитал и повышению инвестиционной привлекательности участников Таможенного союза и ЕЭП.
О том, что инструменты экономической «мягкой силы» работают, свидетельствует решение Киргизии присоединиться к Таможенному Союзу. В настоящее время это решение еще не обрело законодательной силы, но оно зафиксировано в утвержденной в январе 2013 г. Указом Президента КР «Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013—2017 годы» [7], обозначившей в качестве приоритетного направления «поддержание интеграции страны в экономику стран ЕврАзЭС через вступление Кыргызстана в Таможенный союз». Подготовка к реализации этого решения ведется в рамках Рабочей группы по вопросу присоединения Киргизии к Таможенному союзу (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.
Премьер–министр Киргизской Республики Ж. Сатыбалдиев в марте 2013 г. заявил, что «вступление может принести не только экономические выгоды, но и политические для дальнейшей интеграции. У правительства есть понимание, что Таможенный союз — это стратегическое направление. На национальном совете по устойчивому развитию четко обозначена позиция Киргизстана по вступлению в Таможенный союз» [11], а Президент этой республики А. Атамбаев в апреле 2013 г. подтвердил: «Если мы войдем в Таможенный союз, он откроет для Киргизстана новые перспективные возможности» [1].
Эти заявления были сделаны после состоявшегося 28 марта 2013 г. в Бишкеке пятого заседания Рабочей группы по вопросу присоединения Киргизии к Таможенному союзу (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. В ходе мероприятия представители Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), России, Казахстана и Белоруссии, а также заинтересованных киргизских министерств и ведомств провели обстоятельный, предметный анализ законодательства КР и ее международных обязательств на соответствие договорно-правовой базе ТС в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного администрирования, таможенных информационных технологий и таможенной инфраструктуры, технического регулирования, ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер и т. д. Были определены конкретные практические шаги, которые необходимо реализовать в части финансовой и торговой политики, статистического учета, защиты внутреннего рынка и по целому ряду других направлений.
29 марта 2013 г. в Бишкеке прошла международная конференция «Киргизстан на пути к евразийской интеграции» [11], целью которой являлась выработка консолидированной позиции отраслевых бизнес-сообществ Киргизии по вопросу о вступлении в ЕЭП. Помимо пленарного заседания «Общие тенденции процессов современной евразийской интеграций на примере прохождения процедур присоединения Киргизской Республики к Единому Экономическому Пространству» работа велась в рамках таких секций как «Перспективы развития секторов экономики Киргизстана в условиях интеграции в ТС/ЕЭП», «Перспективы и риски для легкой промышленности КР», «Перспективы и риски для сельского хозяйства и пищевой промышленности», «Воздействие интеграционных процессов на население».
Наряду с высокопоставленными должностными лицами, среди которых Премьер-министр КР Ж.Ж. Сатыбалдиев, Первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Шувалов, член Коллегии ЕЭК по вопросам интеграции и макроэкономике Т.Д. Валовая, министр экономики КР Т.А. Сариев, в ее работе приняли участие руководители Киргизско-Российского экономического совета, Ассоциации киргизско-российского экономического сотрудничества, Союза предпринимателей КР, Ассоциации нефтетрейдеров КР, Ассоциации «Союзтекстиль», комитета российско-киргизского делового совета по сотрудничеству в транспортной и логистической сфере, другие представители бизнес- и экспертного сообщества КР и стран Таможенного союза, а также, в качестве наблюдателей представители Украины и Таджикистана.
На конференции в очередной раз были подчеркнуты принципы добровольности, равноправности и выгодности вхождения в Таможенный союз. Так И. Шувалов заявил, что вступление Киргизстана в Таможенный союз — инициатива исключительно самой страны, что Россия не намерена «затаскивать» Киргизию в Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство, членство должно быть выгодно для всех членов, поэтому стороны должны искать особые компромиссные подходы, но не стремиться к особому статусу. Эту мысль председатель правления киргизско-российского экономического совета Б. Абилдаев преломил следующим образом: «Киргизстан должен вступить в Таможенный союз в качестве полноценного партнера, а не дотационного придатка».
Со своей стороны Россия будет содействовать созданию экономически привлекательных условий для его участников, в частности, в вопросах приема легальных трудовых мигрантов, размеры денежных переводов которых из России и Казахстана, по экспертным оценкам, достигают от трети до половины ВВП страны.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Особо были выделены объективные основания вступления в ТС (КР осуществляет торговое сотрудничество более со 140 странами мира, но удельный вес стран ТС составляет более 42 %) и потенциальные преимущества этого шага для экономики Киргизии и ее отдельных отраслей (товарооборот с ТС приводит к созданию большого количества рабочих мест; вступление приведет к беспошлинному ввозу стратегически важных товаров, таких как ГСМ, зерно и другие; импорт оборудования для осуществления крупных проектов в энергетике; отсутствие экспортных пошлин для киргизстанских товаров; открытие большого рынка стран ТС, что важно для привлечения инвестиций и др.).
В принятой по итогам работы форума резолюции, в частности, отмечается, что «бизнес-сообщество Киргизстана в целом приветствует вступление республики в Таможенный союз, а также последующую ее интеграцию в Единое экономическое пространство и Евразийский союз».
Достижение этих целей видится прежде всего через использование таких преимуществ от присоединения к ТС и ЕЭП, как:
·отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах, свободы транзита, что приведет к сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности;
·расширение размеров рынка и, соответственно, привлечение прямых иностранных инвестиций;
·большие возможности реализации сельхозпродукции (требования ТС к импорту, закрытие границ для контрабанды и повышение цен на сельхозпродукцию будут, как считают киргизские эксперты, стимулировать местных производителей к выпуску более качественной продукции и в больших объемах);
·реализация в Киргизии как участнице ТС и ЕЭП крупных энергетических проектов и проектов развития торговой, транспортной, трубопроводной и информационно-коммуникационной инфраструктуры ТС.
Вместе с тем, были отмечены и негативные стороны этого процесса, обусловленные «более высокими ставками таможенных пошлин ТС», которые могут «поставить под вопрос рентабельность, а в некоторых случаях даже само существование ряда действующих предприятий и бизнес-структур. Это, отмечается в резолюции, может обернуться ухудшением ситуации в социальной сфере, «осложнить положение не только бизнеса, но и широких слоев населения».
В итоге было констатировано, что в долгосрочной перспективе «интеграционное сотрудничество … создает дополнительные конкурентные преимущества. Консолидация усилий позволит участникам объединения не просто вписаться в глобальную экономику и мировую систему торговли, но и реально участвовать в выработке решений, формирующих правила игры и будущие контуры развития самого интеграционного объединения».
Проведенный в статье анализ, с нашей точки зрения, позволяет сделать следующие выводы:
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная в 2013 г., предусматривает доминанту использования «мягкой силы» и совершенствование системы ее применения;
в настоящее время в состав «мягкой силы» России активно включается экономический инструментарий, нацеленный на развитие торговых, финансовых и производственных межгосударственных, прежде всего, региональных связей;
евразийская интеграция является новым типом интеграции на постсоветском пространстве, основанным на принципах добровольности, равноправности и экономической взаимовыгоды, а ее инструментами выступают Таможенный союз и Единое экономическое пространство;
примером решения проблем, обусловленных сложностью и неоднозначным отношением политической и экономической элиты потенциальных государств-участников к присоединению к ТС и ЕЭП, может стать опыт вступления в эти интеграционные объединения Киргизской Республики.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список литературы:
Алмазбек Атамбаев: «Таможенный союз откроет для Киргизстана новые возможности» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kabar.kg/rus/economics/full/52547 (дата обращения: 04.04.2013).
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evrazes.com/docs/view/3 (дата обращения: 20.02.2013).
Договор о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tsouz.ru/MGS/18-11-11/Documents/Договор%20о%20ЕЭК.pdf (дата обращения: 20.02.2013).
Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г. № 303 от 18.02.2013 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 20.02.2013).
Косачев К.И. России нужны новые подходы к «мягкой силе» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rus.kg/news/analytics/2689-kosachev-rossii-nuzhny-novye-podhody-k-myagkoy-sile.html (дата обращения: 05.03.2013).
Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения // Свободная мысль — ХХI, № 10, 2004 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1165.htm (дата обращения: 05.03.2013).
Национальная стратегия устойчивого развития Киргизской Республики на период 2013—2017 годы. Утверждена Указом Президента Киргизской Республики 21 января 2013 года // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.president.kg/ru/news/ukazy/1457_utverjdena_natsionalnaya_strategiya_ustoychivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_period_2013-2017_godyi/ (дата обращения: 04.04.2013).
Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко принял участие в Гайдаровском форуме «Россия и мир: вызовы интеграции» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tsouz.ru/news/Pages/18-01-2013.aspx (дата обращения:05.03.2013).
Путин В.В. Россия и меняющийся мир // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html (дата обращения: 05.03.2013).
Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://izvestia.ru/news/502761 (дата обращения: 20.02.2013).
Состоялась международная конференция «Киргизстан на пути к евразийской интеграции» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ktrk.kg/ru/content/sostoyalas-mezhdunarodnaya-konferenciya-kyrgyzstan-na-puti-k-evraziyskoy-integracii (дата обращения: 04.04.2013).
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/15256 (дата обращения: 02.02.2013).
Федеральный закон от 22 мая 2001 г. № 55-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=214218 (дата обращения: 02.02.2013).