«Пропагандистская победа» Путина и «поддавки» Карлсона
Западная пресса начала обсуждать первое за два года интервью российского президента иностранному журналисту. Какова реакция СМИ? На что обращается внимание в публикациях?
Интервью президента РФ Владимира Путина американскому журналисту Такеру Карлсону вышло в Сети в ночь на 9 февраля. Как на него отреагировали западные СМИ?
«Теперь очевидно, почему Путин дал интервью именно Такеру Карлсону», — сетует CNN о дружелюбном тоне беседы и отсутствии острых вопросов со стороны американского журналиста. По мнению телеканала, часовая историческая справка от российского президента, которой тот посвятил первую половину интервью вопреки вялому сопротивлению собеседника, — это «пропагандистская победа» Кремля, а Карлсон играл с Путиным в «поддавки».
С этим соглашается Die Zeit — согласно статье, журналист помог президенту России обратиться к американской аудитории, и в особенности к сторонникам Дональда Трампа, претендента на возвращение в Белый дом. The New York анализирует сигналы Москвы — как пишет влиятельная газета, Путин обозначил свое видение окончания конфликта: это не военная победа, а некое соглашение с Западом.
Наконец, громко высказался Fox News — на сайте бывшего работодателя Карлсона упоминания об интервью вообще отсутствуют.
О значении беседы говорит научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов
Андрей Кортунов
научный руководитель Российского совета по международным делам
«Интервью получило популярность, особенно если говорить о социальных сетях. По-моему, количество просмотров уже перевалило за 100 млн, наверное. То есть, в каком-то смысле можно сказать, что информационная блокада, которую пытались установить в отношении России, была прорвана. Я не думаю, что это интервью приведет к каким-то радикальным подвижкам в общественных настроениях. У Карлсона своя аудитория. Она, конечно, прежде всего состоит из людей, занимающих консервативные позиции. Для них сейчас важнее всего еще раз убедиться в неспособности администрации демократов решить те проблемы, которые стоят перед американской внешней политикой. Они будут рассматривать интервью в этом контексте. Люди, которые убеждены в правильности политики администрации Байдена, едва ли изменят принципиально свои взгляды на Россию, на Украину. Я думаю, что история вопроса их мало интересует, но тем не менее, конечно, есть и те, кто не занимает таких жестких позиций, для которых возможны какие-то изменения в их взглядах».
С тезисом о прорыве информационной блокады спорит The Wall Street Journal. Корреспондент издания иронизирует, что без участия Карлсона западная публика ну никак не могла услышать аргументы Москвы в выступлениях российского лидера и чиновников с самого начала конфликта.
Некая неопределенность есть и по аудитории интервью, которое ТАСС оценивает в 100 млн просмотров. Агентство ссылается на статистику под постом с видео в аккаунте Карлсона в соцсети X (бывший Twitter, заблокирован в РФ), однако соцсеть показывает там только число пользователей, встретивших пост в ленте, а не количество запусков видео. На YouTube-канале Карлсона ролик собрал порядка 6 млн зрителей, на личном сайте журналиста статистики нет.
Услышана ли мысль Путина? Комментирует профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
Андрей Коробков
профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук
«Ясно, что есть очень большой интерес к интервью и со стороны публики, и со стороны элит. Что касается сути, то эти круги будут расплываться еще несколько дней, все равно будет идти обсуждение среди широкой публики. И ясно, что те моменты, которые будут наиболее обсуждаться, это вопрос мирных переговоров, это вопрос общих отношений между Россией и Западом, это ситуация вокруг Гершковича и других американцев — вопрос обмена заключенными. Ну, а вот уже ситуация относительно, скажем, истории и российско-украинских отношений — пока ни осуждение, ни то, что дает элитная пресса, не позволяет сказать, насколько это дошло до широкий американской публики».
Несмотря на сдержанные или критические комментарии части западных СМИ, интервью — в отличие от первых часов после публикации — уже не замалчивается. К вечеру пятницы материалы о беседе Путина с Карлсоном висели на главных страницах большинства крупных порталов. Хотя и на вторых полосах — на CNN — после блока о войне в Газе, на BBC (сайт заблокирована в РФ) — после статьи о выборах в Пакистане.