«Анархизм как альтернатива существующему строю»
Анархизм как реальную политическую идеологию современные граждане никогда не рассматривают. В настоящее время, когда террор власти достигает своего апогея, когда проводятся активные репрессии против социальных активистов, когда наше «светское» государство сажает за решетку людей за «религиозное оскорбление», анархизм становится актуальным как никогда. В стране, где народ, еще заведомо до «демократических» выборов знает имя нового президента, никакие принципы свободного выбора не могут существовать. Современные реалии заставляют задуматься, нужно ли нам такое государство?
В современной России анархические течения в своем большинстве переплетаются с антифашистскими. Многие антифашисты придерживаются анархических убеждений. Это вполне закономерно, ведь антифашизм прямым или косвенным образом дает протест фашизму, расизму и другим формам ксенофобии, а одна из основ анархической мысли ― равенство всех людей. В нашей стране сложилась ситуация «бытового расизма», когда о человеке делают выводы по цвету его кожи и вероисповедании. Радикальные экстремисты правого толка избивают, а бывает даже, и убивают людей, которые не похожи на них. Их жертвами становятся преимущественно престарелые граждане «не арийской» национальности, не способные дать отпор. К сожалению, как уже сообщалось выше, власть считает анархические и антифашистские взгляды недопустимыми, и всячески пытается искоренить автономные группы людей, ведущие подобную деятельность, тогда как националистические партии, под знамена которых встают современные фашисты, спокойно продолжат существовать.
Элементы анархических мыслей были известны на протяжении многих веков. Стремление народа к свободе личности в обществе социального равенства, отрицание власти и насилия ― подобные настроения в той или иной мере можно обнаружить у античных философов.
Но анархизм в современном понимании задан тенденцией нового времени. Только с конца 17 столетия, когда в Европе начались великие революции, поспособствовавшие утверждению значимости человеческой свободы и индивидуальности, сокрушению ценностей репрессивного общества, начинает оформляться анархизм ― сначала как философское учение, а затем уже как революционное контрдвижение.
В современном понимании, анархизм ― политическая теория, цель которой — создать анархию (греч. αναρχία — безвластие), то есть «отсутствие хозяина, суверена». Другими словами, анархизм — это политическая теория, целью которой является создание общества, в котором индивиды свободно сотрудничают как равные. Как таковой, анархизм противостоит всем формам иерархического контроля — не важно, государственного, капиталистического или религиозного — как вредным для индивида и его индивидуальности, так и не являющимся необходимым [2, c. 51].
Первыми исследователями анархизма выступили Вильям Годвин и немец Макс Штирнер. В книгах Годвина и Штирнера были обозначены контуры анархического мировоззрения. Оба автора обосновывали необходимость упразднения государства и децентрализации общественной жизни, доказывали противоположность интересов общества и государства. Но взгляды теоретиков не всегда сходились в едином мнении.
Годвин предлагал анархо-коммунистическую программу социальных преобразований, так как считал, что человеческая природа сама по себе непорочна, и государственные структуры угнетают ее. В основе идей Штирнера ― уникальность личности, которую нельзя свести к каким-либо социальным ролям. Немецкий мыслитель призывал человека низвергнуть надличностные предрассудки и деспотические учреждения, прийти к осознанию своих истинных интересов и начать борьбу за освобождение, по ходу действия соединяясь с другими «просвещенными» [3, c. 22].
Постепенно обозначились два направления анархической мысли ― философски-индивидуалистическое, и социологически-коммунистическое. При этом мировоззрения Годвина и Штирнера дополняют друг друга. Возникшие впоследствии анархические течения основывались на различных вариантах сочетания свободы личности и государства социальной справедливости [3, c. 23].
Годвин и Штирнер были одинокими теоретиками, и никогда напрямую не вовлекались в жизнь общества. Ни тот, ни другой не позиционировали свои взгляды как анархические.
«Отцом анархизма» зачастую называют выдающегося французского мыслителя Пьера Прудона (1809―1865). Сын крестьянина, самоучка, проведший жизнь в тяжелом физическом труде и бедности, Прудон стал одним из немногих лидеров социалистического движения XIXвека, которые не принадлежали к господствующим сословиям. Главными заслугами Прудона следует считать самоидентификацию анархизма, разработка его основных теорий и распространение их в широких массах народа.
В идеях вдохновителя французского контр-движения сочетались совершенно разные вещи: личная скромность и склонность к мессианству, революционность целей и приверженность к реформам, свободолюбие в общественной жизни и патриархальный устрой семейного быта. Отстаивая индивидуалистическую свободу, Прудон одновременно писал работу «Порнократия, или Женщины в настоящее время», выступая против женской эмансипации, и обосновывал сущность неравенства полов [3, c. 27]. Один из величайших мыслителей своего времени, Прудон был противником государственного террора в различных его формах: будь то монархия, империя или диктатура революционного движения. Прудон сделал анализ революции 1948 года и сделал соответствующие выводы: как таковая, революция не может быть связанна с государственным аппаратом. Крах революции наступает тогда, когда приверженцы государственного социализма пытаются реализовать свои утопические идеи.
Пьер Прудон подчеркивал, что лишь на основе полной свободы личности и результате осознания людьми своих интересов и их взаимного согласования возможны истинная анархия, порядок и единство.
Михаил Александрович Бакунин (1814―1876), является ключевым персонажем в истории развития анархического течения. Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения. Он инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто другой, сумел выразить основной мотив анархизма ― пафос бунта, борьбы за свободу личности в свободном обществе. Революционная деятельность Бакунина была поистине грандиозна по своим масштабам. Тот вклад, который внес Бакунин в революционные действия по всей Европе, по истине грандиозен.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Государство, как считал Бакунин, является своеобразным командным центром, которое стремится сделать из народа «ребенка». Власть делает все возможное, чтобы не дать ребенку повзрослеть, ибо когда человек взрослеет, многие ценности жизни видятся ему совершенно в ином свете. «Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но остальное ― это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, ― это сама сущность моей свободы, это всё. Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен» [3, c. 35].
Михаил Бакунин призывал к революции под социальными лозунгами, разрушающими государственные институты общества, и предлагал заменить их социалистической конфедерацией общин и трудовых коллективов. Основной силой революции Бакунин считал пролетариат.
Характер буржуазного строя становится понятным не тогда, когда он, паразитически процветает, и дает гарантии своим рабочим, что все хорошо в этом лучшем из миров, а когда его корни проявляется в форме резкого кризиса. Тогда и наступает момент истины: рушатся все мифы, слетают все маски и народ получают возможность трезвыми глазами взглянуть на реальную ситуацию в стране [1, c. 15].
Анархизм ― это единственно возможный вариант развития общества. Ни либералы, ни монархисты, ни демократы не смогут дать того уровня организации общества, при котором насилие не будет главным инструментом управления массами народов, а уйдет в историю. Анархизм, коротко говоря, учит, что мы можем жить в обществе свободно от любого вида принуждения. Жизнь без принуждения, естественно, означает свободу. Это значит, быть свободным от давления и принуждения, возможность жить так, как вам это нравится.
Давно известна истина, в которой говорится, что когда начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого. При анархизме этот давний стереотип будет разрушен, уровень народного самосознания и народной организации станет настолько велик, что люди смогут достойно существовать без насильственных структур. Критическая точка настанет, когда народной возмущение достигнет своего апогея, недовольство властью станет общенародным.
Допустим, люди однажды проснулись и обнаружили, что государства больше не существует. Логично, что они начнут перестраивать свои жизнь в соответствие со сложившейся ситуацией. Люди потребуют еды, видя как другие граждане «набивают себе брюхо», и это будет правильно. Точно так же поступит и любой другой. Народ не будет мириться с теми, кто захватывает все жизненные блага, они захотят своей доли в этих благах. Бедняки не захотят больше жить в бедности, пока другие живут роскошно. Крестьянин не потерпит того, что тысячи метров земли пропадают впустую, тогда как ему нечем накормить себя и своих близких. Никому не будет позволено монопольно распоряжаться землей или средствами производства. Люди больше не будут терпеть частной собственности на необходимые жизненные блага. Самым большим преступлением будет считаться «переизбыток» какого либо товара или продукции у семьи, тогда как у их соседей дети умирают с голоду. Люди будут напрямую участвовать в экономической жизни общества. Это и означает торжество справедливости и равноправия над законом. Впервые в истории человечества.
Список литературы:
Боровой А.А. Анархизм. М.: КомКнига, 2007. ― 160 с.
Кропоткин П.А. Анархия, её философия, её идеал. М.: Изд-во Эксмо, 2004. ―864 с. (Антология мысли).
Рябов П.В. Краткий очерк истории анархизма в XIX―XXвеках; Анархические письма. Москва: Красанд, 2010. ― 184 с.