«Новые представления о детерминантах развития общества»
Согласно типологической модели личности, описанной выдающимся швейцарским психиатром и психоаналитиком К.Г. Юнгом, психологическая структура личности человека основана на четырёх базовых психологических функциях, заложенных природой в каждого человека с рождения. Из этих четырёх функций одна — ведущая или программная, причём, у каждого человека — своя, оказывает наибольшее влияние на формирование мировоззрения. По названию и проявлению ведущей психологической функции К.Юнг разделил всех людей на четыребазовых психологическихтипа- мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный [1, с. 194], и, соответственно, на четыре группы, объединяющие людей одного психологического типа. Людей, сгруппированных по этому признаку, современные последователи К.Г. Юнга называют, соответственно, логиками, этиками, сенсориками и интуитами.
Анализируя характерные особенности базовых психологических типов, описанные К.Г. Юнгом по результатам его многолетних наблюдений, можно заметить, что каждый из четырёх типов и соответственно каждая из четырёх групп отличаются своим, врожденным, заложенным на уровне подсознания, присущим только этой группе, способом мировосприятия и миропонимания, формирующим сознание и мировоззренческие основы личности по одному из четырёх вариантов ориентации личности.
Каждый их этих вариантов ориентации личности – это некая внутренняя индивидуальная установка и программа на её реализацию, то есть, каждая группа «запрограммирована» природой, на генетическом уровне, на формирование личности каждого представителя группы, как носителя определённой миссии и исполнителя определённой роли в соответствии со своей врождённой индивидуальной программой (ведущей функцией).
Изучая и сравнивая описания отличительных особенностей четырёх психологических типов или вариантов ориентации личности, приведенных К. Юнгом в своих работах, не трудно заметить, что они, удивительным образом, соответствуют описаниям основополагающих принципов четырёх базовых идеологий, знакомых нам из политологии, где эти идеологии описаны многими авторами и общеизвестны как либерализм, социализм, демократизм, консерватизм. (Термин «демократизм» используется автором как название идеологии, а не как производное от названия формы правления).
Из этого можно сделать заключение, что каждый человек, от рождения, в соответствии со своим генетически заложенным психологическим типом, обладает предрасположенностью к соответствующей идеологической ориентациии «запрограммирован» на действия в соответствии со «своей» идеологией.
Исходя из вышеизложенного, закономерен вывод о том, что каждый человек входит в одну из четырёх, примерно равных, глобальных групп, предназначенных природой для выполнения в социуме миссии по реализации принципов одной из четырёх идеологических программ. Соответственно: интуиты — либерализма, сенсорики – социализма, этики – демократизма, логики – консерватизма.
Эти группы, названные автором генетически ориентированные ролевые группы (ГОРГ) — крупнейшие естественные структурообразующие элементы общества, каждый из которых обладает и отличается индивидуальной, врождённой, объединяющей совокупностью высших идейно-духовных ценностей.
Высшие ценности всех четырёх ГОРГ, по всей видимости, охватывают весь спектр мировоззренческих идеалов, заложенных в подсознании людей в виде психологических функций, а осознанные, сформулированные и обобщенные лучшими представителями каждой ГОРГ, высшие идейно-духовные ценности представляют собой совокупность известных нам принципов четырёх базовых идеологий.
Представители каждой из ГОРГ стремятся в социуме к выполнению своей, генетически обусловленной, миссии по распространению принципов своей идеологии в материальной, социальной и духовной сферах деятельности человека. Выполнению, в той или иной форме и степени, осознанно или бессознательно, роли проводников своих идей при практическом формировании и организации окружающей социальной среды – экономики и культуры, общества и государства.
Противоречивость базовых идеологий, с одной стороны, и внутренняя убеждённость в правоте и приоритете своей идеологии членов каждой из ГОРГ — с другой, порождают неизбежное противостояние, соперничество и борьбу между представителями различных ГОРГ за верховенство и господство своих идеалов и принципов в обществе.
В этих конфликтах между ГОРГ, по всей видимости, скрываются истинные причины гражданских войн и революций, смен политических режимов и элит, соперничества научных идей и творческих достижений, а главное — в этом первоисточник и скрытый природный механизм движения и развития общества.
Такова, вкратце и схематично, без учёта влияния других факторов, суть новой гипотезы о детерминантах и движущих силах социально-политических процессов.
Предлагаемые автором умозаключения основаны на длительном анализе и сопоставлении общеизвестных и признанных многими фактов и идей. Новым являетсявывод– о существовании ГОРГ и их роли в общественно-исторических процессах, сделанный автором на основании соединения, нового прочтения и трактовки имеющейся информации из различных областей знаний.
Подтверждение и признание предложенной гипотезы может иметь серьёзные последствия в политике, т.к. практическое применение «теории ГОРГ», при соответствующей методологической проработке, позволит с большой степенью достоверностианализировать и прогнозировать общественно-политические процессы, а в дальнейшем –целенаправленно планировать и эффективно управлять ими.
Список литературы:
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Дарэл Шарп. «Психологические типы. Юнговская типологическая модель», Пер. с английского В. Зеленского, Санкт-Петербург, Б.С.К., 1996 г. – 215 с.