«Перспективы мультикультурной политики в контексте культурных противоречий в eвропейском союзе»
ABSTRACT
The article reveals the specificity of multicultural policy in the European Union. The author pays particular attention to the exploratory and normative scenarios of multiculturalism in Western Europe. The prospects for intercultural dialogue after the tragic events of Charlie Hebdo, found ways to harmonize the cultural exchange in the EU space
Ключевые слова. Мультикультурная политика; ЕС; международные отношения; идентичность; Charlie Hebdo.
Keywords. Multicultural policy; the EU; international relations; identity; Charlie Hebdo.
Введение.
Сегодня большинство государств мира, в том числе страны-участники ЕС заинтересованы в выстраивании полноценного диалога между представителями различных культур на собственном пространстве. Одной из моделей, позволяющих решить противоречия на культурном уровне, является мультикультурализм. Однако события января 2015 г. (Charlie Hebdo) показали, что необходима его трансформация. Поэтому рассмотрение специфики современной мультикультурной политики на пространстве ЕС позволит ответить на два важных вопросы.
1. Каковы возможные перспективы мультикультурализма при сохранении существующих тенденций? (поисковый прогноз).
2. Каковы возможные способы гармонизации взаимодействия всех участников культурного обмена в рамках единого европейского пространства? (нормативный прогноз).
Основная часть.
Мультикультурализм как политика, направленная на сохранение самобытности и уникальности различных культур в условиях существования единого государства, долгое время являлся такой моделью взаимодействия, которая была единственно возможной в Европейском союзе. С одной стороны, это соответствовало европейским стандартам демократии и плюрализма, что позволяло выходцам из других стран не только легко проникать на территорию ЕС, но и чувствовать себя более свободно из-за толерантного отношения граждан европейских государств к иному цвету кожи, иной конфессии и иным ценностным ориентирам. С другой стороны, процессы глобализации способствовали прозрачности границ, а значит увеличению потока мигрантов из менее цивилизованных стран.
Такое развитие событий продемонстрировало, что государства-участники ЕС сталкиваются с двумя противоречивыми тенденциями. Во-первых, возрастание миграции привело к формированию своеобразных гетто в тех европейских городах, где приток приезжих был наиболее многочисленным. Во-вторых, мигранты и их дети со временем стали гражданами ЕС, имеющими такие же права и свободы, как другие сограждане.
К сожалению, история показала, что мультикультурная политика может быть успешной только в условиях готовности включения приезжих в единое европейское пространство, их уважения к европейским ценностям и принятия европейской идентичности с возможностью сохранения других религиозных ориентиров для мигрантов (мусульманство, буддизм и пр.).
Реалии начала XXI в. доказали, что мультикультурализм в странах ЕС нуждается в трансформации. Радикализация сторонников ваххабизма в Европе перешла допустимый предел. Ситуация с французским сатирическим ежедневником Charlie Hebdo внесла дополнительные коррективы и без того в сложную ситуацию с межкультурным диалогом между представителями различных конфессий. Стремление политических лидеров и элит, направленных на ограничительные меры в отношении опасности распространения идей исламизации Европы, совпадает с оценкой большинства населения стран ЕС. Для того чтобы обычные граждане чувствовали себя в безопасности на территории собственных государств мигранты должны не только говорить, писать на европейских языках, но и должны чувствовать себя европейцами.
В частности, совпадение позиций истеблишмента и общественного мнения можно увидеть на примере нескольких событий. В Швейцарии на референдуме 2009 г. большинство населения высказалось против строительства минаретов, не смотря на то, что Швейцария признана одной из самых развитых демократических и толерантных стран в мире. Результаты социологических опросов показывают, что большинство государств Европейского Союз не готовы видеть Турцию в качестве участника Маастрихтских соглашений. Недавние беспорядки в Германии показывают недовольство немцев политикой властей в отношении мигрантов, а также демонстрирует рост тревоги из-за дальнейшей исламизации Европы. В этих условиях правительства различных государств ЕС предпринимает шаги, направленные на ограничение ряда свобод представителей мигрантов, либо тех граждан ЕС, кто не готов включаться в единое европейское пространство. Наглядным примером, может стать принятие ряда запретов на ношение хиджабов, паранджи и никабов в Бельгии и во Франции. При этом политические шаги государств Западной Европы, направленных на образование единого культурного образовательного пространства столкнулись с мощным противодействием со стороны сторонников «Исламского государства» и представителей радикального фундаментализма.
Дилемма мультикультурной политики сегодня состоит в том, как в условиях зрелой демократии достичь подлинного единства без межкультурных противоречий. Таким образом, перспективы мультикультурной политики можно рассматривать в контексте нескольких сценариев. Данные сценарии соответствуют поисковому и нормативному прогнозу.
Первый сценарий предусматривает сохранение тех тенденций, которые были в прошлом. Смена межкультурного диалога в рамках пространства ЕС на примере мультикультурной модели на модель «плавильного котла» вряд ли возможна. Условия протекания культурного взаимодействия в США и Западной Европе были различны. Гомогенность американской культуры не соответствует гетерогенности европейской цивилизации. Если политические круги и общественное мнение стран-участников ЕС не внесут коррективы в нынешнюю мультикультурную политику, то конфликтогенность на пространстве ЕС будет увеличена в разы. К тому же потеря собственной европейской идентичности происходит на фоне образования вакуума в для европейцев, в отличие от мусульман, проживающих в ЕС, которые точно знают ответы на вопросы о собственной идентичности. Однако возможности для поискового прогноза сегодня, безусловно, ограниченны. Трагические события с ежедневником Charlie Hebdo показали, что население не готово смириться с тем, что представители других конфессий (речь идет о ваххабитах) диктуют европейцам, как жить, на что ориентироваться. Шанс потери свободы для общественного мнения Европы стал переломным. Таким образом, возвращение к прежней мультикультурной политики без смены координат вряд ли возможно. Точка невозврата пройдена. Таким Рубиконом стал Charlie Hebdo.
Поскольку нормативный прогноз предусматривает достижение путей и сроков желаемого состояния объекта, то необходимо увидеть, как при смене акцентов в политике мультикультурализма достичь гармонии между населением в условиях культурного многообразия.
Для достижения такого состояния необходимо четкое понимание элитами стран-участников ЕС новых вызовов, связанных с культурными противоречиями.
Во-первых, важно изменить политику в отношении вновь прибывающих мигрантов. К ним необходимо предъявлять такие требования, чтобы они были заинтересованы в возможном включении в европейскую идентичность при сохранении собственной уникальности.
Во-вторых, важную помощь при выстраивании межкультурного диалога должны оказать социальные, правовые и политические механизмы. То есть включенность мигрантов в единое европейское пространство возможно в условиях синергетического эффекта принятия необходимых законов, образовательной концепции и регламентации политических шагов в указанной сфере.
В-третьих, мультикультурная политика европейских правительств должна способствовать сохранению толерантной среды среди граждан ЕС в отношении иных мировоззренческих позиций.
В-четвертых, усиления контроля над лицами, представляющие угрозу внутренней безопасности должно сопровождаться четким пониманием, что жесткость в отношении данных элементов жизненно необходима.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В-пятых, важным звеном гармонизации взаимодействия культурного обмена должна стать готовность к обоюдному компромиссу всех участников европейского пространства, начиная от политических элит и лидеров до обычных граждан.
Заключение. Таким образом, рассмотрение перспектив развития мультикультурной политики в ЕС показывает, что наиболее вероятными из них являются нормативный и поисковый прогнозы. Поскольку реакция общественного мнения и политической элиты в Западной Европе на события, связанные с Charlie Hebdo была достаточно критичной, то функционирование той мультикультурной политики, которую проводили власти ЕС в отношение мигрантов или граждан, имеющих другую культурную идентичность (отличную от европейской), вряд ли возможно (поисковый прогноз). Основными способами гармонизации взаимодействия населения на пространстве ЕС должны стать механизмы, охватывающие различные сферы общественной жизни, начиная от жесткости мер, связанных с увеличением уровня безопасности на всем пространстве ЕС до принятия законодательных инициатив, направленных на включенность всех граждан в единое пространство Европейского Союза (нормативный прогноз).
Список литературы:
Бурганова И.Н. Этнополитика ЕС и СНГ в условиях мультикультурализма // Общество и этнополитика: матер. пятой междунар. науч.-практ. интернет-конф, Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2012. — С. 117—126.
Бурганова И.Н. Реалии мультикультурализма в Евросоюзе и в СНГ: возможности и перспективы // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. Новосибирск: НП «Сибирская ассоциация консультантов», — 2013. — № 26. — С. 43—49.