«Каспийский регион в системе новой энергетической политики Европы»
Большинство ресурсов Каспийского региона не разработаны, а только начинают разрабатываться, что влечет за собою особые интересы ведущих стран и энергетических ТНК.
На сегодняшний день существует около десяти маршрутов доставки Каспийских ресурсов на европейский рынок (Газопровод «Голубой поток» по дну пересекает Черное море и имеет мощность 16 млрд. куб. м. /год.; Газопровод с России к Турции, который проходит через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию, экслуатируется с 1988 года. В начале его мощность составила 8 млрд. куб. м. газа в год. В 1996 году мощность выросла к 14 млрд. куб.м./год.; Транспортировка нефти-сырца танкерами с Российского порта Новороссийск до Болгарского порта Бургас, дальше к Грецкому порту Олександрополис для дальнейшей отправки потребителям в Западной Европе; Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан – введен в экслуатацию в 2006 году, перекачивает 1 млн. баррелей нефти-сырца в день, то есть 50 млн. тонн в год; Нефтепровод Киркук (Ирин) – Джейхан – введен в эксплуатацию в 1999 году, имеет мощность 1,5 млн. баррелей в день; Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум – введен в эксплуатацию в 2007 году и имеет пропускную способность 6,6 млрд. куб. м. газа в год; Газопровод Иран – Эрзурум работает с 2005 года и транспортирует в Турцию 10 млрд. куб. м. газа в год; Египетский газопрвод, который уже достал до Сирийского города Хомс и будет проложен дальше в Турцию; Проект «Набукко», который должен транспортировать природный газ из Турции в Австрию через Болгарию, Румынию и Венгрию, с мощностью около 32 млрд. куб. м./год в данный момент находится на стадии разработки) [3, с. 237].
Основные проекты транспортировки призваны не только обеспечивать дополнительные возможности для удовлетворения увеличивающихся запросов европейских потребителей, но и гарантировать диверсификацию как источников газа, так и транзитных маршрутов.
Самое главное убеждение, которое приводит российская сторона относительно своих проектов – это надежность поставок, в сравнении с уже существующими проектами, транзит по которым, по мнению России, зависит от третьих стран и не всегда безопасен и надежен [4, с. 162].
Широкая сеть магистральных газопроводов позволяет России с минимальными затратами доставлять природный газ к странам ЕС.
Развивая и сооружая новые магистральные трубопроводы, Россия пытается максимально укрепиться в качестве монополиста на данном рынке. Главная региональная стратегия России в сфере транспортировки природного газа нацелена на:
диверсификацию путей транспортировки газа в Европу в обход Украины;
усиление своих экономических и политических позиций на Балканах и Юге Европы;
противодействие реализации проектов транспортировки газа в ЕС, которые не подконтрольны России («Набукко») совместно с активными попытками в реализации проекта газопровода «Южный поток».
Война в Грузии 2008 года заставила Европейский союз пересмотреть свою позицию относительно прикаспийских государств, а также относительно России, как главного поставщика энергетических ресурсов на рынки ЕС.
После войны в Грузии в 2008 году Европейский союз выступил с инициативой создания «Южного газового коридора» для поставок газа из Каспийского региона и Ближнего Востока в Европу. Важным шагом в реализации проекта «Южный коридор» стало подписание 13 января 2011 года в Баку совместной Декларации «О Южном коридоре», согласно которой в Южный коридор входили следующие проекты газопроводов: Белый поток (По дну Черного моря из Батуми в Украину), «Набукко» (Турция – Болгария – Румыния – Венгрия – Австрия), ITGI (Турция – Греция – Италия) и ТАР (Албания – Италия).
В соответствии с этой Декларацией Азербайджан обязан поставлять Евросоюзу большие объемы газа на долгосрочной основе [1]. В то же время, мало вероятно, что все эти проекты будут реализованы. Пока что ни один из этих проектов не выбран ЕС в качестве приоритетного. Руководители ЕС выражают мнение о приоритетности проекта «Набукко», но последнее слово будет за инвесторами и за Азербайджаном.
Некоторое время существовала неуверенность в том, будет ли возможным заполнить газопровод «Набукко», поскольку только Азербайджанского газа может не хватить. Именно поэтому Европейский союз начал развитие отношений с другими прикаспийскими странами. В частности, строительство Транскаспийского трубопровода из Туркменистана до Азербайджана может снять все подозрения относительно невозможности в полной мере наполнить трубопровод «Набукко».
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Такие кардинальные изменения в позиции ЕС и прикаспийских государств поставили в неудобное положение Российскую Федерацию, поскольку она была намерена реализовывать свои альтернативные проекты, такие как «Южный поток», «Южный поток – 2», «Прикаспийских трубопровод» и др. Реализация проекта «Южный энергетический коридор» снижает возможности России относительно реализации проектов строительства своих трубопроводов, поскольку они аналогичны европейским проектам, и в их реализации может не быть смысла.
При этом, от реализации российских проектов отказываются и другие важные европейские государства, а именно Болгария, которая в 2009 году присоединилась к проекту «Набукко» и приостановила свое участие в проекте «Южный поток» [5]. и Турция, которая сообщила, что не будет поддерживать Южный поток, поскольку не видит в этом своих интересов [2]. Такая ситуация вполне объяснима, поскольку Турция хочет присоединиться к Европейскому Союзу и, таким образом, она не может не поддерживать европейские проекты.
Позиция Туркменистана тоже свидетельствует о поддержке реализации проекта «Южный энергетический коридор». После того, как Россия вчетверо снизила импорт туркменского газа, Ашхабад увеличил поставки своих ресурсов в Китай и Иран, но утверждает, что его сырья хватит и для ЕС. В Европе рассматривают газовые месторождения Туркменистана в качестве основной ресурсной базы газопровода «Набукко». Правительство Туркменистана заявляет о готовности поставлять газ в Европу в обход российской территории. При этом, приоритетное значение приобретает идея прокладки Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря, хотя в соответствии с неопределенным статусом Каспийского моря газопровод по дну не может быть проложен, поскольку дно до сих пор не разделено между прибережными государствами. Точно такой же позиции придерживается Иран – еще одна страна, имеющая исторически сложившиеся интересы на Каспии. Специалисты Кембриджского университета, исследовав вопрос о юридическом статусе Каспийского моря, пришли к выводу, что Каспийское море не подпадает под действие морского права, в том числе, конвенции ООН, что дает суверенность работе по строительству газопровода. По их мнению, страна вправе строить газопроводы на своей территории, если только такое право не ограничено договором. Транскаспийский газопровод объединяет Туркменистан и Азербайджан, касается этих двух стран, и необходимо подчеркнуть, что другие прикаспийские страны не могут противоречить тому, что определено между двумя странами, которые планируют этот проект.
Вследствие вышеупомянутых действий российская сторона рассматривает проект «Южный поток», при этом изучая возможность транспортировки российского газа в Европу не по трубопроводу, а в виде сжиженного природного газа (СПГ). Руководство России прорабатывает вариант со строительством завода по производству СПГ на берегу Черного моря.
Планируется, что «Южный поток» свяжет Новороссийск с болгарским портом Варна, после чего разделится на две ветки: через Грецию на юг Италии и через Сербию и Венгрию в Австрию.
В то же время, наблюдается и сворачивание проекта строительства Прикаспийского газопровода, который призван был соединить «Южный поток» с его среднеазиатской ресурсной базой.
Список литературы:
Азербайджан и ЕС подписали соглашение по газопроводу «Южный коридор // Голос России [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2011/01/13/39645440.html.
Дяченко С. Відмова Туреччини від «Південного потоку» посилює позицію України / С. Дяченко // Український центр економічних і політичних досліджень імені Олександра Разумкова [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.razumkov.org.ua/ukr/article.php?news_id=880. Плаксенко М.Л. Роль і місце України в системі забезпечення регіональної стабільності // Стратегічні пріоритети. – 2009. № 2. – С. 231-238, 237
Таран Є. І. – Місце України у політичних проектах обхідних газотранспортних маршрутів // Політичниі науки та методика викладання соціально-політичних дисциплін. Збірник наукових праць національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова. 2010. – Випуск 4. – С. 162-168.
Энергетические проекты в Черноморско-Каспийском регионе / О. Дудченко // Флот 2017 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.flot2017.com/show/analitics/16637.