«Портрет несовершеннолетнего правонарушителя как «зеркало» социального положения в стране»

Согласно данным Росстата в Кемеровской области наблюдается положительная динамика сокращения числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так еще в 2006 году...

«Ретроспективный взгляд на советский механизм политической социализации»

Признание Советского Союза тоталитарным обществом в свое время расценивалось как идеологическая диверсия западной пропа­ганды против СССР. Однако в...

«Критические воззрения представителей альтерглобализма на развитие и утверждение мировой капиталистической системы»

В этой связи вполне объективна реакция недоверия и скепсиса менее развитых стран на либерально ориентированную часть развитого капиталистического...

«Имидж главы государства как важнейшая характеристика внешнеполитического имиджа России»

Нас все чаще интересуют вопросы внешней политики, социальной политики, экономики нашей страны, а значит, мы задумываемся, собственно, об...

«Тенденции развития российской государственной стратегии электронного правительства»

Однако, в экспертном сообществе создание в России «электронного государства» вызывает немало острых вопросов, кроме того по мнению О.В. Петрова не...

«Роль Украины в восточном векторе европейской политики безопасности в контексте отношений ЕС-Россия»

С тех пор как Украина провозгласила «внеблоковый» статус в 2010 году, международное сотрудничество страны в сфере безопасности ускользало...

Верховная Рада рассмотрит новый закон о мобилизации. Комментарий Георгия Бовта

До начала боевых действий в экономике Украины работали около 10 млн человек, около половины в частном секторе, так...

«Проблемы отношений Южной Кореи со странами центральной Азии на постсоветском пространстве»

В свою очередь, странам Центральной Азии (ЦА) Сеул нужен в качестве нового партнёра в экономическом развитии, поскольку значительное...

Hrot: более жесткие антироссийские санкции ударят по самому ЕС

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Евробюрократы понимают, что может нанести России действительно мощный удар. Но вводить такие ограничения...

«Проблемы политической социализации молодёжи»

Молодежь – это большая открытая, возрастная, необходимая для нормального функционирования социума группа, поэтому молодежные проблемы являются проблемами всего...

Песков уверен, что в США будут внимательно изучать интервью Путина Карлсону

По его словам, в США интервью вызвало высокий интерес, хотя ряд СМИ не хотят его публиковать Дмитрий Песков...

«Влияние институциональных изменений на общественную стабильность»

В первом случае механизмом принуждения к исполнению правила выступает государственный орган, во втором — все члены группы, для...

«Проблемы формирования и реализации молодежной политики Республики Казахстан»

В более узком, социологическом, смысле, молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых...

«Экономическая война как способ достижения политических интересов государства (на примере отношений США и Кубы)»

Могут использоваться такие методы, как обвал национальной валюты, основной валюты торгового баланса или цен на основные экспортируемые товары....

«Политическое проектирование как формирование политической современности»

Ключевые слова: политическое проектирование, проектный менеджмент, проектирование. В условиях нестабильного состояния мирового общества политические процессы, происходящие с государством,...

«Политико-экономическое развитие Украины (1991—2014)»

ABSTRACT The paper considers the political and economic situation of the Ukrainian state in the post-Soviet period of...

«Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе: обращения в европейском суде по правам человека, как механизм отражения социальной ситуации в уголовно — исполнительной системе»

С вступлением Российской Федерации в Совет Европы и ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и...

«Сравнительный анализ избирательных систем России и Германии»

Германия представляет собой  государство, которое пережило в своей политической истории две мировые войны и находится на как экономическом,...

Песков: Москва не признает решения МУС, выдавшего ордера на арест военачальников из России

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Москва не признает решения Международного уголовного суда (МУС), выдавшего ордера на арест военачальников...

«Информация и информационные ресурсы в политической сфере»

Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупности ресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура имеют своеобразные особые пространственно-временные характеристики, не ограничивающиеся пределами национальной территории.

Кроме того, сама информация обладает уникальными свойствами делимости и воспроизводимости. Эти и ряд других факторов заметно сказываются на общей оценке потенциала того или иного геополитического субъекта, на его способности к устойчивому развитию, на возможности воздействовать на него извне, восприимчивости к скрытому перераспределению информационного ресурса противника силами, средствами и способами информационной борьбы. Ведущееся вокруг информационного ресурса соперничество, борьба за обладание этим ресурсом, достижения и удержания информационного превосходства сегодня занимает значительное место в геополитической конкуренции развитых стран.

В настоящее время в борьбе за сферы экономического и политического влияния в международных отношениях акцент с при­менения военной силы все больше смещается на использование скрытых и гибких форм, одной из которых является контроль и управление информационными ресурсами госу­дарств.    Информационное воздействие в этой связи рассматривается как новый высокоэффективный вид оружия, которое в определенной степени является не менее эффективным средством воздействия, чем традиционное воору­жение и военная техника.

Важным было бы отметить в рамках данного исследования роль информационных ресурсов в процессе обеспечения политической безопасности. По мнению многих авторитетных исследователей, информация представляет собой один из наиболее значимых феноменов окружающего нас мира. Попытки осмыслить сущность этого феномена предпринимались многими учеными на протяжении нескольких десятилетий, начиная с середины XXвека. Однако общепризнанные представления о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор еще не выработаны. Поэтому эти попытки продолжаются и сегодня, в XXIвеке, который называют веком информации.

Документ «Концепция государственной информационной политики Российской Федерации» определяет: «Под информационными ресурсами общества понимается совокупность всех информационных продуктов, произведенных обществом. К ним относятся: отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах)» [4, с. 15]. Более кратко можно определить «Информационный ресурс общества» как результат интеллектуальной деятельности человека, представляющий собой систему структур описаний материального объекта, определенных для достижения заданной цели, и предназначенный для конкретного пользователя, сохраняемый на определенном виде носителя, обеспечивающем его доступность, имеющий авторов и собственников.

Кроме того, информационный ресурс можно рассматривать как результат интеллектуальной деятельности, как определенный объект со своими разными особенностями, как государственный ресурс.

Можно выделить несколько особенностей информационного ресурса, рассматриваемого в качестве интеллектуальной деятельности. Это и тип используемого носителя, и регламент доступа к ресурсу, и способ поиска информации. Что касается характеристики государственных информационных ресурсов, то необходимо отметить, что они создаются за счет средств государственных бюджетов; предназначены для реализации функций государственного управления; создаются в отношении объектов государственного ведения.

В соответствии с Российским энциклопедическим словарем «ресурс» (от французского вспомогательное средство) — это ценности, запасы, возможности, денежные средства, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы и др.) [6, с. 123].

Академик И.Л. Бачило, внесшая существенный вклад в развитие теории информационных ресурсов, предлагает изложить определение понятия «ресурс (ресурсы)» в следующем виде – необходимый системообразующий элемент (или условие) организации конкретной целесообразной человеческой деятельности, в ходе которой входной ресурс преобразуется в выходной ресурс заданной формы и качества, в соответствии с установленными целями деятельности [2, с. 10].

Представляется необходимым выделить определение информационных ресурсов, предложенное И.Л. Бачило. Она определяет, что информационный ресурс в структурном, предметном восприятии представляет собой массив или отдельный документ, другой визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), формируемые по определенному признаку или критерию [2, с. 14].

Некоторые исследователи отмечают, что для того, чтобы информация стала частью информационных ресурсов, она должна быть соответствующим образом организована, классифицирована, поиск ее должен быть облегчен. Но самое главное заключается в том, что информация должна представлять ценность для практического применения [5, с. 36].

Информация в широком понимании этого термина представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой природы, а также в человеческом обществе и сознании [3, с. 7].

Информация в современном обществе является важнейшим источником власти. Получение, анализ, выдача и эффективное использование информации — необходимое условие функционирования власти. Государство, являясь центральным институтом власти, активно использует информационные отношения: информация связывает между собой государство и гражданское общество.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность государственной власти, является уровень ее информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими и телекоммуникационными системами. Информационные ресурсы являются центральной частью информационных систем. Соответствие информационных ресурсов потребностям органов государственной власти в значительной части определяет эффективность работы этих систем. Позитивная информация, крайне важная с точки зрения политической безопасности, спокойствия населения, не всегда «появляется» своевременно. При отсутствии структуры, которая продвигала бы позитивную информацию не только о регионе, но и о России, о мире в целом, вероятно проявление негативных тенденций в отражении действительности.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Концепция информации как конституирующей силы социума лежит в основе теории информационного общества, согласно которой усиление роли информации во всех сферах общественной жизни обуславливает трансформацию социально-экономических и политических процессов на государственном и международном уровне.

Социально-экономическая обстановка в мире актуализирует проблему обеспечения политической безопасности.

Таким образом, информационная составляющая любой деятельности является сегодня доминирующей над всеми ее другими формами и компонентами. Известные слова «кто владеет информацией – владеет миром» приобретают качественно иной смысл. Знания и информация становятся одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Информация выступает мощным основанием власти и стратегическим национальным ресурсом. Идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, которую условно называют информационным обществом.

Список литературы:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 467 с.

2. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорина. – СПб., 2001.- 305 с.

3. Колин К.К. Философия информации и фундаментальные проблемы современной информатики // Информационные ресурсы России.- 2010.-№ 1. С. 56-60.

4. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. М. 1998 г.

5. Кривоухов А.А. Правовое регулирование защиты государственных информационных ресурсов. Автореф. дис. канд. юр. наук, — М.,2006. – 35 с.

6. Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 688 с.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest