Глава МИД Юсуф Туггар: Нигерия намерена вступить в БРИКС

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Нигерия намерена подать заявление на вступление в БРИКС после проведения необходимых мероприятий внутри...

«Конфликт наций в мультикультурном обществе»

В данной статье речь пойдет о т.н. «третьем этапе» политической модернизации (стартовала в 80–90-е гг. ХХ в.), теории мультикультурализма (понятие, зародилось...

Послание президента Федеральному собранию

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Президент Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Выступление главы государства прошло...

Глава МИД КНР: Россия и Китай создали новый образец отношений крупных стран

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Россия и Китай сформировали новый образец отношений крупных государств, они полностью отличаются от...

«Проблемы реализации информационной политики органами местного самоуправления»

Поэтому остро встаёт вопрос определения всей полноты функций, которыми должны быть наделены структурные подразделения органов местного самоуправления ответственные...

Палата представителей США приняла законопроект о частичном финансировании правительства

ВАШИНГТОН, 7 мар – ПРАЙМ. Большинство членов палаты представителей США приняло законопроект о частичном финансировании правительства страны на...

«Внешняя политика и дипломатия Великобритании в отношении Европейского Союза: путь к возрождению империи (1997–2011 гг.)»

За этот период окружающий нас мир как сложнейший механизм международного взаимодействия, положительно, претерпел заметные, качественные изменения . Современная политическая...

«Развитие представлений о политическом участии»

В это же время происходит развитие четырех политологических концепций: модернизации, демократии, массового общества и политической культуры, которые уже...

«Неопределенность как основной вызов для внешней политики России»

Ключевые слова: неопределенность, внешняя политика России, мировой порядок. Неопределенность, то есть дефицит точной информации о текущих и будущих...

«Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе: обращения в европейском суде по правам человека, как механизм отражения социальной ситуации в уголовно — исполнительной системе»

С вступлением Российской Федерации в Совет Европы и ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и...

«Россия будет бороться за свои интересы до конца»: Такер Карлсон опубликовал интервью с Владимиром Путиным

В беседе с американским журналистом президент России призвал США прекратить поставки оружия Киеву для начала переговоров, исключил нападение...

«Новые представления о детерминантах развития общества»

Согласно типологической модели личности, описанной выдающимся швейцарским психиатром и психоаналитиком К.Г. Юнгом, психологическая структура личности человека основана на четырёх...

Bloomberg: США столкнулись с кризисом во внешней политике без Дональда Трампа

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Судить о том, насколько Дональд Трамп пагубно повлияет на внешнюю политику США, если...

«Региональная политика Пермского края в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений»

Ключевые слова: государственная национальная политика; гармонизация межнациональных отношений; региональная политика; этнокультурное образование и поддержка традиционного народного творчества; реализация...

Песков: смена командующего ВСУ не повлияет на ход СВО

Зеленский сменил Залужного на Сырского Дмитрий Песков заявил, что в Кремле сомневаются, что перестановки в военном руководстве Украины...

«Влияние институциональных изменений на общественную стабильность»

В первом случае механизмом принуждения к исполнению правила выступает государственный орган, во втором — все члены группы, для...

Картаполов: приостановка Молдавией действия ДОВСЕ направлена против интересов России

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Решение Молдавии приостановть действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) направлена...

Hrot: более жесткие антироссийские санкции ударят по самому ЕС

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Евробюрократы понимают, что может нанести России действительно мощный удар. Но вводить такие ограничения...

Госдеп не исключил передачу Украине техники Эквадора российского производства

Кито намерен ее передать США в обмен на новую военную технику Техника российского производства, которую Эквадор передаст США...

Министр Сийярто: Орбан и Трамп обсудят установление мира в Европе

БУДАПЕШТ, 5 мар – ПРАЙМ. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и бывший президент США Дональд Трамп встретятся во Флориде...

«Информация и информационные ресурсы в политической сфере»

Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупности ресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура имеют своеобразные особые пространственно-временные характеристики, не ограничивающиеся пределами национальной территории.

Кроме того, сама информация обладает уникальными свойствами делимости и воспроизводимости. Эти и ряд других факторов заметно сказываются на общей оценке потенциала того или иного геополитического субъекта, на его способности к устойчивому развитию, на возможности воздействовать на него извне, восприимчивости к скрытому перераспределению информационного ресурса противника силами, средствами и способами информационной борьбы. Ведущееся вокруг информационного ресурса соперничество, борьба за обладание этим ресурсом, достижения и удержания информационного превосходства сегодня занимает значительное место в геополитической конкуренции развитых стран.

В настоящее время в борьбе за сферы экономического и политического влияния в международных отношениях акцент с при­менения военной силы все больше смещается на использование скрытых и гибких форм, одной из которых является контроль и управление информационными ресурсами госу­дарств.    Информационное воздействие в этой связи рассматривается как новый высокоэффективный вид оружия, которое в определенной степени является не менее эффективным средством воздействия, чем традиционное воору­жение и военная техника.

Важным было бы отметить в рамках данного исследования роль информационных ресурсов в процессе обеспечения политической безопасности. По мнению многих авторитетных исследователей, информация представляет собой один из наиболее значимых феноменов окружающего нас мира. Попытки осмыслить сущность этого феномена предпринимались многими учеными на протяжении нескольких десятилетий, начиная с середины XXвека. Однако общепризнанные представления о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор еще не выработаны. Поэтому эти попытки продолжаются и сегодня, в XXIвеке, который называют веком информации.

Документ «Концепция государственной информационной политики Российской Федерации» определяет: «Под информационными ресурсами общества понимается совокупность всех информационных продуктов, произведенных обществом. К ним относятся: отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах)» [4, с. 15]. Более кратко можно определить «Информационный ресурс общества» как результат интеллектуальной деятельности человека, представляющий собой систему структур описаний материального объекта, определенных для достижения заданной цели, и предназначенный для конкретного пользователя, сохраняемый на определенном виде носителя, обеспечивающем его доступность, имеющий авторов и собственников.

Кроме того, информационный ресурс можно рассматривать как результат интеллектуальной деятельности, как определенный объект со своими разными особенностями, как государственный ресурс.

Можно выделить несколько особенностей информационного ресурса, рассматриваемого в качестве интеллектуальной деятельности. Это и тип используемого носителя, и регламент доступа к ресурсу, и способ поиска информации. Что касается характеристики государственных информационных ресурсов, то необходимо отметить, что они создаются за счет средств государственных бюджетов; предназначены для реализации функций государственного управления; создаются в отношении объектов государственного ведения.

В соответствии с Российским энциклопедическим словарем «ресурс» (от французского вспомогательное средство) — это ценности, запасы, возможности, денежные средства, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы и др.) [6, с. 123].

Академик И.Л. Бачило, внесшая существенный вклад в развитие теории информационных ресурсов, предлагает изложить определение понятия «ресурс (ресурсы)» в следующем виде – необходимый системообразующий элемент (или условие) организации конкретной целесообразной человеческой деятельности, в ходе которой входной ресурс преобразуется в выходной ресурс заданной формы и качества, в соответствии с установленными целями деятельности [2, с. 10].

Представляется необходимым выделить определение информационных ресурсов, предложенное И.Л. Бачило. Она определяет, что информационный ресурс в структурном, предметном восприятии представляет собой массив или отдельный документ, другой визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), формируемые по определенному признаку или критерию [2, с. 14].

Некоторые исследователи отмечают, что для того, чтобы информация стала частью информационных ресурсов, она должна быть соответствующим образом организована, классифицирована, поиск ее должен быть облегчен. Но самое главное заключается в том, что информация должна представлять ценность для практического применения [5, с. 36].

Информация в широком понимании этого термина представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой природы, а также в человеческом обществе и сознании [3, с. 7].

Информация в современном обществе является важнейшим источником власти. Получение, анализ, выдача и эффективное использование информации — необходимое условие функционирования власти. Государство, являясь центральным институтом власти, активно использует информационные отношения: информация связывает между собой государство и гражданское общество.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность государственной власти, является уровень ее информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими и телекоммуникационными системами. Информационные ресурсы являются центральной частью информационных систем. Соответствие информационных ресурсов потребностям органов государственной власти в значительной части определяет эффективность работы этих систем. Позитивная информация, крайне важная с точки зрения политической безопасности, спокойствия населения, не всегда «появляется» своевременно. При отсутствии структуры, которая продвигала бы позитивную информацию не только о регионе, но и о России, о мире в целом, вероятно проявление негативных тенденций в отражении действительности.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Концепция информации как конституирующей силы социума лежит в основе теории информационного общества, согласно которой усиление роли информации во всех сферах общественной жизни обуславливает трансформацию социально-экономических и политических процессов на государственном и международном уровне.

Социально-экономическая обстановка в мире актуализирует проблему обеспечения политической безопасности.

Таким образом, информационная составляющая любой деятельности является сегодня доминирующей над всеми ее другими формами и компонентами. Известные слова «кто владеет информацией – владеет миром» приобретают качественно иной смысл. Знания и информация становятся одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Информация выступает мощным основанием власти и стратегическим национальным ресурсом. Идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, которую условно называют информационным обществом.

Список литературы:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 467 с.

2. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорина. – СПб., 2001.- 305 с.

3. Колин К.К. Философия информации и фундаментальные проблемы современной информатики // Информационные ресурсы России.- 2010.-№ 1. С. 56-60.

4. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации. М. 1998 г.

5. Кривоухов А.А. Правовое регулирование защиты государственных информационных ресурсов. Автореф. дис. канд. юр. наук, — М.,2006. – 35 с.

6. Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 688 с.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest