«Проблемы реализации информационной политики органами местного самоуправления»
Поэтому остро встаёт вопрос определения всей полноты функций, которыми должны быть наделены структурные подразделения органов местного самоуправления ответственные за реализацию данной сферы.
Так, например, в г. о. Тольятти при Управлении по оргработе и связям с общественностью существует отдел информационной политики. Согласно положению об отделе, его основными задачами являются:
Организация сбора и оперативного доведения до средств массовой информации (далее по тексту — СМИ) города и области информации о деятельности мэрии, структурных подразделений мэрии, муниципальных учреждений и предприятий по основным вопросам жизнеобеспечения города.
Организация сбора и оперативного доведения до средств СМИ информации о деятельности мэра и заместителей мэра.
Проведение разъяснительной работы по принятым решениям, социально-значимым программам исполнительных органов местного самоуправления.
Организация работы со СМИ города, области.
Систематизация и анализ материалов городских СМИ, касающихся деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
Изучив внимательно эти задачи, можно сделать вывод, что это типичная пресс-служба. Этот пример ярко подтверждает, что проблема понимания того, что такое на самом деле информационная политика и что в неё входит, является очень серьёзной.
Стоит обратить внимание и на определения, которые дают учёные, исследующие данную проблематику. Так В.Д. Попов даёт следующее определение: «Информационная политика – это деятельность людей, связанная с властными отношениями в информационной сфере, прежде всего с информационно-коммуникативными отношениями как новым видом бурно развивающихся общественных отношений. Это и искусство управления этими отношениями, информационным процессами, потоками, системой СМИ и массовых коммуникаций в целях реализации национальных интересов России» [3, c. 49]. Данное определение является общим и не отражает всю суть информационной политики, так как не установлена роль обратной связи с общественностью и её важность.
По мнению А.В. Манойло: «Государственная информационная политика – деятельность системы органов государственной власти и управления по достижению национальных интересов в информационно-психологической сфере, компетенция которых определяется действующим, стремительно развивающимся информационным законодательством» [1, c. 172].У данного определения есть также существенный минус, так как оно опять же рассматривает информационную политику только с точки зрения государства.
Следует проанализировать и определение, данное Андреем Мозолином, так как оно переводит это понятие уже в более практическую плоскость и показывает, какая цель является главной в России при осуществлении информационной политики органами государственной власти и местного самоуправления. По его мнению под информационной политикой стоит понимать «ряд целенаправленных действий, связанных с внедрением определённых информационных положений в сознание различных социальных групп и позволяющих сформировать и защитить положительный образ конкретного органа власти в целом, а также его руководства, и в первую очередь – высшего руководящего лица» [2, c. 54].То есть главной целью является создание исключительно положительного образа власти, независимо от реального положения дел, тогда как мнение населения и его требования отходят на второй план. Главное — внушить правильность любых действий власти.
Более близкое к действительным целям определение информационной политики даёт О.Н. Савинова. Она считает, что цель её – с одной стороны – обеспечить широкое и адекватное информирование всей общественности и отдельных специализированных групп о деятельности органов власти; а с другой – собрать информацию о потребностях населения [4, c. 27] Здесь уже прямо говорится, что одной из главных целей является учёт мнения общественности и обязательное взаимодействие органов власти с населением, то, что обычно игнорируется в других определениях. Невозможно построить информационное и демократически развитое общество, если мнение населения игнорируется и навязывается ему то, которое выгодно государству. То есть власть, в конечном итоге, должна быть открытой.
Однозначное определение информационной политики дать сложно, так как все её основные элементы взаимосвязаны друг с другом и имеют обратную связь, а сфера информации должна быть открытой и свободной для восприятия каждым элементом. Отдельно выступают информационные технологии, т. к. они являются исключительно инструментом информационной политики в виде информатизации.
У информационной политики очень сложная субъектно-объектно составляющая. Так органы местного самоуправления и общественность одновременно выступают объектом и субъектом, так как находятся в постоянной взаимосвязи и воздействуют друг на друга. Ещё сложнее со СМИ, так как они также являются и субъектом и объектом, но при этом ещё и выполняют функции инструмента информационной политики. Это объясняется тем, что, как население может использовать СМИ для влияния на органы местного самоуправления, так и органы для влияния на население. Но в России, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев на уровне местного самоуправления СМИ находятся исключительно под контролем власти.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Поэтому остро встаёт вопрос, какими же действительно функциями должен обладать отдел информационной политики в органах местного самоуправления в обществе с открытым доступом к информации и наличием обратной связи. Примерно они должны выглядеть вот так:
Связи со СМИ. Сюда входит организация работы со всеми СМИ, освещающими жизнь муниципалитета — аккредитация журналистов, подготовка пресс-релизов, организация пресс-конференций и встреч журналистов с должностными лицами, ответы на запросы – это основа В том числе, организация официального источника опубликования муниципальных правовых актов.
Информатизация. К ней относится создание единой городской информационной базы, к которой гражданин имел бы доступ через специализированные места или даже через свой рабочий компьютер. Главной целью является увеличение открытости и доступности информации, а также сокращение личного контакта чиновники и населения при оказании им муниципальных услуг. Это сокращает очереди, делают доступнее услуги и уменьшает коррупционный фактор (примером могут служить Многофункциональные центры).
Связи с общественностью. Самый сложный элемент, который зачастую игнорируется органами местного самоуправления или исполняется недостаточно. Сюда входят личные встречи должностных лиц с населением, работа на местах, наличие развитой системы обратной связи с гражданами, которая позволяет выявлять проблемы максимально быстро. Сюда также входит создание ТОСов, проведение открытых публичных слушаний по бюджету и генплану (участие населения не только в принятии, но и разработке).
Список литературы:
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. / А.В. Манойло. — М.: МИФИ, 2003. – 388 с
Мозолин А. В. Что должен знать и уметь специалист по информационной политике? // Пресс-служба. – 2010. — № 10. – С. 53-62.
Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика: Учебное пособие. / В.Д. Попов. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 336 с
Тимофеева Л.Н. Связи органов государственной власти с общественностью: учебно-методическое пособие / Л.Н. Тимофеева. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 52 с.