«Проблемы формирования и реализации молодежной политики Республики Казахстан»
В более узком, социологическом, смысле, молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [9].
В современном мире, по данным ООН, уже более 1,3 млрд. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет [2]. В Казахстане же молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 29 лет [3]. Данная возрастная группа составляет около 30 % населения страны и является важным, если не сказать ключевым звеном общества [1].
Молодежь является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни [5]. Государственная молодежная политика в деятельности любого государства является одним из приоритетных направлений. В научной литературе молодежная политика понимается как деятельность государства по выработке доктрины концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности молодого поколения.
Глобальные проблемы человечества, реальные процессы и формы глобализации имеют молодежное измерение, молодежное лицо. Именно молодежь страдает от экономических и социальных кризисов и гибнет в огне гражданских конфликтов. Примеров тому много: Франция, Греция, Тунис, Египет. Молодежь, в первую очередь должна освоить систему духовных и нравственных ценностей, которую выработала человечество за время своего существования, и научиться жить на ее основе [5].
Основным нормативным правовым документом, регулирующим сферу отношений государства и молодежи в Республике Казахстан, является Закон «О государственной молодежной политике» № 581 от 7 июля 2004 года, в котором определены его цели, задачи, направления, а также механизмы государственной поддержки молодежи, ее социальные и политические права. Сферу государственной молодежной политики в той или иной степени регулировали различные государственные и отраслевые программы: Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан, Программа молодежной политики на 2005―2007 годы, Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006―2008 годы, программа «Молодежь Казахстана-2009» и другие.
Еще на Втором Конгрессе молодежи Казахстана в 2002 году в Астане Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что: «Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях, обо всем лучшем, что отличает жителей именно нашей страны» [1].
Навыки участия молодежи в политической жизни, как правило, минимальны; молодые люди наиболее легко вовлекаются в радикальные и экстремистские политические организации. Поэтому привлечение самой молодой группы населения к гражданской активности должно носить взвешенный и последовательный характер. В соответствии с этим, изучение мнений молодежи, своевременный мониторинг тенденций и современного состояния молодежной политики чрезвычайно актуально для государства.
Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике, в конечном счете, показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Известный американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей. Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами и силами.
Работа действующих молодёжных организаций направлена на патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи, пропаганду государственного языка, организации культурного досуга и создание организационных условий для самореализации и становления полноценной личности молодого человека. Вице-министр образования и науки РК Махметгали Сарыбеков по итогам очередного заседания совета по делам молодежи при Правительстве РК отметил, что в республике функционирует более 700 молодежных общественных организаций («На начало 2009 года по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан в стране зарегистрировано более 720 молодежных организаций. Данные организации являются некоммерческими и целевой группой определяют молодежь от 14 до 29 лет» [1]), которые имеют свои формы и методы работы. Однако, по мнению вице-министра, они должны быть объединены одной методологической концептуальной идеей и работать на одну стратегическую цель ― воспитание нашей молодежи в духе казахстанского патриотизма [8]. В частности в Восточно-Казахстанской области и в областном центре г. Усть-Каменогорск более 90 зарегистрированных молодежных организаций, инициативных групп, общественных движений. Так же, активно действуют молодежные инициативные группы и общественные движения: «школьные республики», «парламенты», дворовые клубы, «флэш-моберы», неформальные субкультуры, экстремальные группы, внутривузовские студенческие альянсы, объединения молодых сотрудников различных предприятий, команды КВН и пр. Их число около 400 [7].
По данным Аналитического доклада «Молодежь Казахстана-2009» значительное число молодежи (более трети) считают, что, несмотря на большое количество, реально работающих молодежных организаций недостаточно. Большинство из них существует лишь на бумаге. Был составлен мини-рейтинг наиболее успешных молодежных организаций, по мнению казахстанской молодежи. Безоговорочное первое место в нем заняло МК «Жас Отан» при НДП «Нур Отан». Именно эту молодежную организацию молодые люди считают наиболее успешной и эффективной. Значительно возросло количество граждан, участвующих в деятельности молодежных организаций. По данным исследования, уже более 40 % молодых людей в той или иной степени участвуют в жизни молодежных неправительственных организаций [1].
Несмотря на столь оптимистичные данные, в целом казахстанскую молодежь ряд экспертов характеризуют как аполитичную, в большей степени это относится к сельской молодежи. Городская молодежь имеет «среднюю» степень активности и участия в общественно-значимых мероприятиях. Но есть риск, что аполитичная молодежь может поддержать радикальные действия молодежных организаций, учитывая углубление экономического кризиса и ухудшение положения данной категории [4]. Каждый десятый молодой казахстанец готов к агрессивным действиям в случае нарушения его социальных, политических или каких-либо других прав [1].
Молодежь — будущее страны, через десятки лет она естественным образом должна сменить нынешнее поколение чиновников всех рангов. Но что делается для молодежи сегодня, чтобы она справилась с этой задачей? У нас работает программа «Болашак», у нас много сильных вузов, которые готовят управленцев, молодежь знает множество иностранных языков, скажете вы. Да, но это образование — всего лишь одно из условий гармоничного развития молодежи. Какие проблемы в формировании и реализации молодежной политики есть и как решаются?
Президент Общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина указывает на то, что молодежная политика в нашей стране «узконаправленна», «наше общество больно коммунистическим прошлым», у руководства остались «советские установки» и они «строят свои молодежные организации по лекалу коммунистического прошлого», «молодежь должна быть свободной ― в выборе профессий, во взглядах, в действиях».
Также Бахытжан Торегожина считает, что Закон «О государственной молодежной политике» не будет выполняться до тех пор, пока не будет продумана четкая линия финансирования, что «закон о молодежной политике должен быть ориентирован на молодежь 17―22 лет, а молодые люди постарше должны сами нести ответственность за свои поступки и всего добиваться сами…, а у нас, по закону о молодежной политики до 35 лет молодые люди все еще дети». «Молодежной политики как таковой у нас нет. Она у нас сведена, к сожалению, к продвижению идеологии правящей партии, и больше напоминает «принеси-отнеси». И так везде на местном уровне» [6].
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Председатель экологического движения «Табигат», кандидат в президенты на выборах в 2011 году — Мэлс Хамзаевич Елеусизов считает, что: «В Казахстане настоящей молодежной политики нет, это просто заигрывание с молодежью. В этой области очень много проблем. Во-первых, молодежь не обеспеченна гарантированной работой, как в советское время. Сейчас этого нет. Во- вторых, у нас не осталось бесплатного образования, очень мало грантов. Но главное, то, что после завершения вуза студент не знает, куда пойдет работать. Раньше был госзаказ, к каждому предприятию планировался выпуск специалиста… И никто об этом серьезно не думает, а этот закон о молодежной политике — это формальность, пиар партии, или еще чего-нибудь. Нормальной работы не проводится, кроме шумных кампаний».
Кроме того Мэлс Хамзаевич высказался насчет острой нехватки детских садов, школ, детских домов, об отсутствии системы воспитания в детских домах, в домах юношества. «А молодежная политика и есть система и комплекс всего вышеперечисленного, когда государство обеспечивает условия для становления молодежи, поддерживает ее — в образовании, в карьере, в создании семьи, в общественной жизни» [6].
В деятельности молодежных организаций можно выделить ряд характерных особенностей:
·конъюнктурный характер деятельности подавляющего большинства данных организаций. Показательной является их активизация не только в преддверии крупных событий политического характера (выборы и пр.), но и в периоды возникновения в стране громких политических процессов (обсуждение Доктрины национального единства, вступление РК в Таможенный союз и т. д.);
·низкая популярность большинства организаций в среде молодежи. Это может быть обусловлено отсутствием у этих организаций необходимых рычагов для решения остросоциальных вопросов молодежи;
·отсутствие в молодежной среде ярких лидеров, известных в масштабе страны.
Также можно выделить и некоторые недостатки:
·доминирование крупных молодежных организаций и нежизнеспособность вновь появляющихся (ежегодно создается большое количество молодежных организаций-однодневок);
·слабая связь молодежных организаций с политическими партиями и, как следствие, невозможность лоббирования ими своих интересов до уровня принятия политических решений и их исполнения;
·молодежные организации не приобретают характера системно интегрированных общественных структур, выполняющих функции социальной стабилизации и продвижения интересов молодежи;
·крупные молодежные организации «забирают» основную часть фондирования;
·активными участниками молодежных организаций являются представители студенческой молодежи, в то время как сельская молодежь остается не задействованной.
В основном молодежные организации слабо взаимодействуют как с молодежью, так и с государством. Приходится констатировать, что молодежные организации не отражают реальной социальной структуры общества; многие молодежные организации не представляют интересов большинства молодежи, не имеют четкой направленности в своей деятельности, все больше превращаясь в манипулятивный инструмент для достижения определенных целей [4].
Список литературы:
Аналитический доклад «Молодежь Казахстана-2009» // МОН РК, Астана, 2009.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Всемирный доклад ООН по вопросам молодежи, 2007.
Закон «О государственной молодежной политике РК» № 581 от 7 июля 2004 года
Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://kisi.kz/site.html?id=7615 (дата обращения 20.04.2012)
Мамираимов Т.К., Байдаров Е.У., Государственная молодежная политика Республики Казахстан в условиях трансформации общества [Электронный ресурс]. // Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры 06.05.2011. Режим доступа. URL: http://www.sarap.kz/rus/view.php?id=416 (дата обращения 23.04.2012)
Материалы блога yvision.kz [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://gora-kuz.yvision.kz/ (дата обращения 03.05.2012)
Молодежный ресурсный центр Усть-Каменогорска [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://www.youth.kz/molodezhnie-resursnie-tsentri/molodezhniy-resursniy-tsentr-ust-kamenogorska (дата обращения 30.04.2012)
Сыздыков Д.А.Все молодежные организации должны быть объединены одной идеей и работать в духе казахстанского патриотизма ―М. Сарыбеков /АО Национальная компания «Казахское информационное агентство (Казинформ)» [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2232245 (дата обращения 25.04.2012)
[Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://www.zakon.kz (дата обращения 21.04.2012)