«Тенденции развития российской государственной стратегии электронного правительства»

Однако, в экспертном сообществе создание в России «электронного государства» вызывает немало острых вопросов, кроме того по мнению О.В. Петрова не...

Правительство Германии рассматривает возможность национализировать дочернюю компанию «Роснефти»

Речь идет о компании Rosneft Deutschland. Об этом написали ряд СМИ со ссылкой на источники в правительстве Германии....

«Концептуальные основания современной этнополитики России»

Актуальность темы состоит в том, что эффективная реализация политического курса невозможна без четкого выбора субъектов, объектов, направленности, приоритетов...

«Политическая культура как фактор стабильности политической системы»

Ключевые слова: политическая культура, политическая стабильность, институт выборов, легитимность. Стабильность политической системы обусловлена способностью власти адекватно реагировать на...

Послание президента Федеральному собранию

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Президент Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Выступление главы государства прошло...

«Перспективы развития промышленности и транспорта Сибири в работах представителя позднего областничества С.В. Востротина»

Позднее областничество как общественное течение Сибири на сегодняшний день остается не достаточно изученным явлением, и многие источники, труды...

«Естественное право и двойные стандарты: краткая история одного противоречия»

Однако истоки нынешнего, преимущественно негативного общественного отношения к соответствующему феномену скрыты в гораздо более далеких временах, а именно...

«Институты гражданского общества в реализации евразийского интеграционного проекта (на примерах Российской Федерации и Киргизской Республики)»

В результате в поле анализа попадают различные негосударственные акторы международных отношений — от разнообразных по тематике НКО и...

«Внешняя политика и дипломатия Великобритании в отношении Европейского Союза: путь к возрождению империи (1997–2011 гг.)»

За этот период окружающий нас мир как сложнейший механизм международного взаимодействия, положительно, претерпел заметные, качественные изменения . Современная политическая...

«Военно — политическая обстановка на северном Кавказе и ее влияние на военную безопасность Российской Федерации»

Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает...

«Особенности российской модели федерализма»

Однако практика парада суверенитетов, приведшая к правительственному кризису начала 1990-х годов, показала, что формы взаимоотношений между федеральным центром...

«Экономическая война как способ достижения политических интересов государства (на примере отношений США и Кубы)»

Могут использоваться такие методы, как обвал национальной валюты, основной валюты торгового баланса или цен на основные экспортируемые товары....

Путин: если США позволено, то почему другие так же не могут защищать свои интересы

СИРИУС, 6 мар — ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин заявил, что США сами выпустили “джинна из бутылки”, если...

«Правовые акты международных организаций по противодействию коррупции»

При этом тесная связь между коррупцией и другими факторами преступности, в частности и с экономической преступностью, включая отмывание...

WSJ: интервью Путина Такеру Карлсону может быть опубликовано уже 8 февраля

Ранее Алекс Джонс рассказал, что интервью уже записано, длится два часа и выйдет «уже очень скоро»: «Такер не...

«Беларусь и Россия: строительства союзного государства»

Но возможность обрете­ния независимости бывшими союзными республиками вызвала массу проблем на всём постсоветском пространстве. Осознавая гибельные последствия произошедшей...

«Психологические и политические аспекты гибрис-синдрома»

Одной из задач исследования является рассмотрение психологических параметров гибрис-синдрома, их возможных политических последствий и способов профилактики. ABSTRACT The...

Hrot: более жесткие антироссийские санкции ударят по самому ЕС

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Евробюрократы понимают, что может нанести России действительно мощный удар. Но вводить такие ограничения...

ЦИК утвердил текст бюллетеня для голосования на выборах президента

Фамилии четырех кандидатов разместили в алфавитном порядке Центризбирком утвердил текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах президента РФ....

«The end: идеология радикального экологизма и ее голливудская «экранизация»»

Всякий желающий познакомиться с идеями радикального экологизма, вполне естественно, в первую очередь обращается к политической публи­цистике, к научной...

«Проблемы формирования и реализации молодежной политики Республики Казахстан»

В более узком, социологическом, смысле, молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [9].

В современном мире, по данным ООН, уже более 1,3 млрд. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет [2]. В Казахстане же молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 29 лет [3]. Данная возрастная группа составляет около 30 % населения страны и является важным, если не сказать ключевым звеном общества [1].

Молодежь является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни [5]. Государственная молодежная политика в деятельности любого государства является одним из приоритетных направлений. В научной литературе молодежная политика понимается как деятельность государства по выработке доктрины концептуальных направлений молодежной политики и обеспечению их целостной системой социально-экономических, организационных мер с целью создания социально-правовой защищенности молодого поколения.

Глобальные проблемы человечества, реальные процессы и формы глобализации имеют молодежное измерение, молодежное лицо. Именно молодежь страдает от экономических и социальных кризисов и гибнет в огне гражданских конфликтов. Примеров тому много: Франция, Греция, Тунис, Египет. Молодежь, в первую очередь должна освоить систему духовных и нравственных ценностей, которую выработала человечество за время своего существования, и научиться жить на ее основе [5].

Основным нормативным правовым документом, регулирующим сферу отношений государства и молодежи в Республике Казахстан, является Закон «О государственной молодежной политике» № 581 от 7 июля 2004 года, в котором определены его цели, задачи, направления, а также механизмы государственной поддержки молодежи, ее социальные и политические права. Сферу государственной молодежной политики в той или иной степени регулировали различные государственные и отраслевые программы: Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан, Программа молодежной политики на 2005―2007 годы, Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006―2008 годы, программа «Молодежь Казахстана-2009» и другие.

Еще на Втором Конгрессе молодежи Казахстана в 2002 году в Астане Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что: «Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях, обо всем лучшем, что отличает жителей именно нашей страны» [1].

Навыки участия молодежи в политической жизни, как правило, минимальны; молодые люди наиболее легко вовлекаются в радикальные и экстремистские политические организации. Поэтому привлечение самой молодой группы населения к гражданской активности должно носить взвешенный и последовательный характер. В соответствии с этим, изучение мнений молодежи, своевременный мониторинг тенденций и современного состояния молодежной политики чрезвычайно актуально для государства.

Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике, в конечном счете, показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека. Известный американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей. Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами и силами.

Работа действующих молодёжных организаций направлена на патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи, пропаганду государственного языка, организации культурного досуга и создание организационных условий для самореализации и становления полноценной личности молодого человека. Вице-министр образования и науки РК Махметгали Сарыбеков по итогам очередного заседания совета по делам молодежи при Правительстве РК отметил, что в республике функционирует более 700 молодежных общественных организаций («На начало 2009 года по данным Министерства образования и науки Республики Казахстан в стране зарегистрировано более 720 молодежных организаций. Данные организации являются некоммерческими и целевой группой определяют молодежь от 14 до 29 лет» [1]), которые имеют свои формы и методы работы. Однако, по мнению вице-министра, они должны быть объединены одной методологической концептуальной идеей и работать на одну стратегическую цель ― воспитание нашей молодежи в духе казахстанского патриотизма [8]. В частности в Восточно-Казахстанской области и в областном центре г. Усть-Каменогорск более 90 зарегистрированных молодежных организаций, инициативных групп, общественных движений. Так же, активно действуют молодежные инициативные группы и общественные движения: «школьные республики», «парламенты», дворовые клубы, «флэш-моберы», неформальные субкультуры, экстремальные группы, внутривузовские студенческие альянсы, объединения молодых сотрудников различных предприятий, команды КВН и пр. Их число около 400 [7].

По данным Аналитического доклада «Молодежь Казахстана-2009» значительное число молодежи (более трети) считают, что, несмотря на большое количество, реально работающих молодежных организаций недостаточно. Большинство из них существует лишь на бумаге. Был составлен мини-рейтинг наиболее успешных молодежных организаций, по мнению казахстанской молодежи. Безоговорочное первое место в нем заняло МК «Жас Отан» при НДП «Нур Отан». Именно эту молодежную организацию молодые люди считают наиболее успешной и эффективной. Значительно возросло количество граждан, участвующих в деятельности молодежных организаций. По данным исследования, уже более 40 % молодых людей в той или иной степени участвуют в жизни молодежных неправительственных организаций [1].

Несмотря на столь оптимистичные данные, в целом казахстанскую молодежь ряд экспертов характеризуют как аполитичную, в большей степени это относится к сельской молодежи. Городская молодежь имеет «среднюю» степень активности и участия в общественно-значимых мероприятиях. Но есть риск, что аполитичная молодежь может поддержать радикальные действия молодежных организаций, учитывая углубление экономического кризиса и ухудшение положения данной категории [4]. Каждый десятый молодой казахстанец готов к агрессивным действиям в случае нарушения его социальных, политических или каких-либо других прав [1].

Молодежь — будущее страны, через десятки лет она естественным образом должна сменить нынешнее поколение чиновников всех рангов. Но что делается для молодежи сегодня, чтобы она справилась с этой задачей? У нас работает программа «Болашак», у нас много сильных вузов, которые готовят управленцев, молодежь знает множество иностранных языков, скажете вы. Да, но это образование — всего лишь одно из условий гармоничного развития молодежи. Какие проблемы в формировании и реализации молодежной политики есть и как решаются?

Президент Общественного фонда «Ар.Рух.Хак» Бахытжан Торегожина указывает на то, что молодежная политика в нашей стране «узконаправленна», «наше общество больно коммунистическим прошлым», у руководства остались «советские установки» и они «строят свои молодежные организации по лекалу коммунистического прошлого», «молодежь должна быть свободной ― в выборе профессий, во взглядах, в действиях».

Также Бахытжан Торегожина считает, что Закон «О государственной молодежной политике» не будет выполняться до тех пор, пока не будет продумана четкая линия финансирования, что «закон о молодежной политике должен быть ориентирован на молодежь 17―22 лет, а молодые люди постарше должны сами нести ответственность за свои поступки и всего добиваться сами…, а у нас, по закону о молодежной политики до 35 лет молодые люди все еще дети». «Молодежной политики как таковой у нас нет. Она у нас сведена, к сожалению, к продвижению идеологии правящей партии, и больше напоминает «принеси-отнеси». И так везде на местном уровне» [6].

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Председатель экологического движения «Табигат», кандидат в президенты на выборах в 2011 году — Мэлс Хамзаевич Елеусизов считает, что: «В Казахстане настоящей молодежной политики нет, это просто заигрывание с молодежью. В этой области очень много проблем. Во-первых, молодежь не обеспеченна гарантированной работой, как в советское время. Сейчас этого нет. Во- вторых, у нас не осталось бесплатного образования, очень мало грантов. Но главное, то, что после завершения вуза студент не знает, куда пойдет работать. Раньше был госзаказ, к каждому предприятию планировался выпуск специалиста… И никто об этом серьезно не думает, а этот закон о молодежной политике — это формальность, пиар партии, или еще чего-нибудь. Нормальной работы не проводится, кроме шумных кампаний».

Кроме того Мэлс Хамзаевич высказался насчет острой нехватки детских садов, школ, детских домов, об отсутствии системы воспитания в детских домах, в домах юношества. «А молодежная политика и есть система и комплекс всего вышеперечисленного, когда государство обеспечивает условия для становления молодежи, поддерживает ее — в образовании, в карьере, в создании семьи, в общественной жизни» [6].

В деятельности молодежных организаций можно выделить ряд характерных особенностей:

·конъюнктурный характер деятельности подавляющего большинства данных организаций. Показательной является их активизация не только в преддверии крупных событий политического характера (выборы и пр.), но и в периоды возникновения в стране громких политических процессов (обсуждение Доктрины национального единства, вступление РК в Таможенный союз и т. д.);

·низкая популярность большинства организаций в среде молодежи. Это может быть обусловлено отсутствием у этих организаций необходимых рычагов для решения остросоциальных вопросов молодежи;

·отсутствие в молодежной среде ярких лидеров, известных в масштабе страны.

Также можно выделить и некоторые недостатки:

·доминирование крупных молодежных организаций и нежизнеспособность вновь появляющихся (ежегодно создается большое количество молодежных организаций-однодневок);

·слабая связь молодежных организаций с политическими партиями и, как следствие, невозможность лоббирования ими своих интересов до уровня принятия политических решений и их исполнения;

·молодежные организации не приобретают характера системно интегрированных общественных структур, выполняющих функции социальной стабилизации и продвижения интересов молодежи;

·крупные молодежные организации «забирают» основную часть фондирования;

·активными участниками молодежных организаций являются представители студенческой молодежи, в то время как сельская молодежь остается не задействованной.

В основном молодежные организации слабо взаимодействуют как с молодежью, так и с государством. Приходится констатировать, что молодежные организации не отражают реальной социальной структуры общества; многие молодежные организации не представляют интересов большинства молодежи, не имеют четкой направленности в своей деятельности, все больше превращаясь в манипулятивный инструмент для достижения определенных целей [4].

Список литературы:

Аналитический доклад «Молодежь Казахстана-2009» // МОН РК, Астана, 2009.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Всемирный доклад ООН по вопросам молодежи, 2007.

Закон «О государственной молодежной политике РК» № 581 от 7 июля 2004 года

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://kisi.kz/site.html?id=7615 (дата обращения 20.04.2012)

Мамираимов Т.К., Байдаров Е.У., Государственная молодежная политика Республики Казахстан в условиях трансформации общества [Электронный ресурс]. // Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры 06.05.2011. Режим доступа. URL: http://www.sarap.kz/rus/view.php?id=416 (дата обращения 23.04.2012)

Материалы блога yvision.kz [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://gora-kuz.yvision.kz/ (дата обращения 03.05.2012)

Молодежный ресурсный центр Усть-Каменогорска [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://www.youth.kz/molodezhnie-resursnie-tsentri/molodezhniy-resursniy-tsentr-ust-kamenogorska (дата обращения 30.04.2012)

Сыздыков Д.А.Все молодежные организации должны быть объединены одной идеей и работать в духе казахстанского патриотизма ―М. Сарыбеков /АО Национальная компания «Казахское информационное агентство (Казинформ)» [Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2232245 (дата обращения 25.04.2012)

[Электронный ресурс]: Режим доступа. URL: http://www.zakon.kz (дата обращения 21.04.2012)

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest