«Политические коммуникации как средство повышения уровня информированности населения о партийных проектах»
Результаты авторского исследования показывают, что в настоящее время сложилась серьезная проблема: о реализации проектов партии «Единая Россия» известно лишь узкому кругу лиц. Основная же часть граждан не имеет представления о том, в чем суть проектов и кто является инициатором их осуществления. Это говорит о неразвитости политических коммуникаций, которые используются не в полной мере или не используются совсем. Вследствие чего у населения формируется противоречивое мнение по отношению к проектам и партийной идеологии в целом, плохая репутация партии тому подтверждение.
Политическая коммуникация представляет собой процессы выработки, передачи и обмена политической информацией, которая структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Она выступает своеобразным социально-информационным полем политики, поэтому игнорирование эффективного использования средств политической коммуникации ведет к снижению уровня осведомленности и доверия населения к политическим организациям. Прежде всего, политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных и неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.
Посредством коммуникации передается три основных типа политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). Политическая коммуникация выступает как специфический, вид политических отношений, посредством, которого доминирующие в политике субъекты регулируют производство, и распространение общественно-политических идей своего времени [2, с. 25—27]. Без грамотного использования средств политических коммуникаций невозможно полноценное участие населения в политической жизни региона.
Постепенный отказ правящих структур от традиционных средств коммуникации стал главной причиной сложившейся ситуации. Сегодня предпочтение отдается современным электронным источникам, которые являются основными средствами продвижения партийных проектов. Они позволяют пользователям в более свободной форме отправлять и получать информацию как личного, так и общественного характера. Кроме того, в Интернете уделяется большое внимание механизму обратной связи — реакции публики на увиденное и услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
В начале своего внедрения в политическую жизнь общества на пути Интернета стояли барьеры психологического характера. Это связано с тем, что большая часть населения, в основном люди старшего возраста не относятся серьезно к Интернету, как средству политической информации. Возможно, что будущее поколение с легкостью воспримет идеологию интерактивных коммуникаций, в том числе политических. Но сегодня, уделяя большое внимание Интернету, партия теряет основную свою аудиторию — население в возрасте 40—65 лет, которая привыкла извлекать информацию из газет, телевидения, радио, в связи с чем у данной группы формируется политическая отчужденность. Политическая отчужденность это особая форма восприятия политики людьми, которые получают политическую информацию только через телевидение и газеты. Данные средства массовой информации с их специфической техникой, культурными и программными установками представляют наиболее детализованный вариант современной политической коммуникации. Неосведомленность об основаниях и первопричинах проводимой политики, о которых можно узнать в Интернете, приводит к еще большей политической отчужденности. Согласно результатам исследования, наиболее подвержены ей пожилые люди.
Значительное место среди политических коммуникаций, широко распространенных в современном обществе, занимает межличностное общение — тот микроуровень массовой коммуникации, который оказывает существенное воздействие на его макроуровень — телевидение, радио, кино, лекционную пропаганду и т. д. Ведь информация официального субъекта массовой коммуникации принимается и успешно усваивается людьми тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, так называемым лидером общественного мнения. Любое важное сообщение, как правило, обсуждается и получает свою оценку в семье, трудовом коллективе, неформальной группе. Именно эта оценка, позиция близких человеку людей больше всего влияет на его отношение к тем или иным официальным источникам информации [1, с. 30—32]
Каждый лидер мнения обычно имеет свою аудиторию — круг слушателей, готовых согласиться с его суждениями. Данное обстоятельство позволяет рассматривать лидеров мнений как приемлемый и достаточно эффективный канал ретрансляции информации. Коммуникация с ними служит неким фильтром для усвоения официальной информации, дает ей свою оценку и имеет решающее значение в политическом ориентировании личности.
Таким образом, формирование политических предпочтений населения в значительной степени зависит от уровня доверия источнику информации. Чем больше источник пользуется популярностью среди населения, тем чаще люди к нему обращаются за информацией. Согласие с оценками, содержащимися в конкретных сообщениях, с позицией источника в целом, рождает чувство психологической близости, идентификации с содержанием и источником информации. Доказано, что люди, доверяющие данному источнику информации, склонны не замечать тех элементов содержания, которые вызывают у них непонимание или несогласие.
В современных условиях политическая коммуникация должна все в большей степени выступать как наука и искусство достижения гармонии, координации интересов общества, его групп и индивидов посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности, уважении коренных интересов человека.
Уровень осведомленности о деятельности партии и реализуемых проектах в значительной степени зависит от эффективности применения политических коммуникаций. Особое место в ряду средств политической коммуникации, внушающих доверие населению, занимают неформальные источники информации и Интернет. В последнее время многие исследователи отмечают падение доверия к официальным СМИ, что привело к росту значимости сообщений, передаваемых на уровне межличностного общения и социальных сетей. Поэтому необходимо направить все усилия на развитие именно этих средств массовой коммуникации среди основной части населения.
Список литературы:
1.Андреев Э. Средства массовой информации и реформирование России. — М.: Социально-политический журнал. — 2002, № 4.
2.Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. M.: Издательство МГУ. — 2002.