«Планы СССР, США, Великобритании и Франции относительно будущего развития государственного управления в германии»
Первая послевоенная пятилетка стала переходным периодом, то есть периодом восстановления немецкой государственности, управления и устройства. Данный период был осложнен рядом особенностей, характерных для государств, потерпевших поражение в какой-либо крупной войне. А именно разрушительные последствия войны, нарастание противоречий и возможного появления конфликта между союзниками по вопросам о политическом будущем государственно-политического устройства Европы, включая Германию. Данные последствия в конечном итоге привели к расколу единого немецкого государства на две части, введению оккупационного режима, который включал в себя суверенитет вновь образованных немецких государств.
Важные вопросы послевоенного устройства Германии выносились на обсуждение на Крымской и Потсдамской конференции государствами-союзниками, а именно СССР, США, Великобритания. Итоговые решения Потсдамской конференции были очень важны, они были поддержаны, в том числе Францией и другими странами, которые находились в стадии войны с Германией. Союзниками были очерчены задачы оккупационной деятельности, а именно политика «четырех Д», которая включила в себя следующие элементы: денацификация, демилитаризация, децентрализация и декартелизация Германии, помимо этого главной целью провозглашалось сохранение государственного единства Германии[1, с. 75].
По результатам обсуждений на Потсдамской конференции восточная территория Германии была перенесена на запад, что сократило на четверть общую территорию государства, полностью разрушался тоталитарный строй: запрещалась НСДАП, большинство карательных учреждений рейха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения. 5 июня 1945 г. обнародована декларация о поражении Германии и организации новой системы политического управления. Союзные государства постановили о разделении Германии на 4 оккупационные зоны, каждая из которых отходила в политическом плане государству-союзнику: Великобритании, США, СССР и Франции, только Берлин получил статус совместного управления государств-победителей. Каждая из сторон сохраняла полную ответственность за управление своей зоной оккупации и являлась ее полновластным хозяином, проводя там политику в собственных интересах.
Дальнейшее разрешение вопроса касательно Германии переходило в руки Совета министров иностранных дел государств-союзников. Также следует сказать о том, что на этих конференциях союзники по антигитлеровской коалиции имели в своем наличии ряд планов и стратегий по дальнейшему развитию немецкого государства. СССР, США и Великобритания разарабатывали всевозможнве варианты ослабления политической и экономической мощи Германии, ее оккупации и расчления на отдельные зоны влияния и части, создания в зонах своих управленческих органов и структур для оперативного ведения дел.
Одной из важнейших такого рода планов стала американская программа восстановления и развития экономики Европы после второй мировой войны. Главной задачей данного проекта стало улучшение экономического положения Европы с целью исключения прихода к власти левых политический партий и перехода европейских государств на сторону СССР. В этом выразился антисоветский характер документа. План Маршалла взаимосвязан с «доктриной Трумэна», которая была направлена на ссужение радиуса влияния СССР в мире. План Маршалла был широко поддержан Великобританией и Францией, которые предложили на совещании в Париже министров иностраных дел США, Англии, Франции и СССР создать в Европейской зоне комитет управления по экономическим вопросам, касающимися ресурсов и нужд стран Европы. Данный орган, по предложению Франции, должен был взять под свой контроль развитие жизненно важных отраслей промышленности. Основную роль в обсуждении предложения Маршалла с Советским Союзом сыграли министры иностранных дел Великобритании Э. Бевин и Франции Ж. Бидо. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультаций по предложению Маршалла. На котором была совершена договоренность союзником в обход СССР в отношении следующих пунктов [3, с. 81—86]
1. Англия и США договорились о рассмотрении плана Маршалла как плана подчинения Европы, а не саму помощь.
2. Данное подчинение будет осуществляться с помощью создания фугкциональных комитетов по отраслям промышленности, сельскому хозяйству, которые будут подчинены единому
3. Англия и Америка отказываются выплате Советскому Союзу репараций из текущей продукции».
В июле 1947 года была заключена конвенция о создании комитета европейского экономического сотрудничества, на который была возложена обязанность разработки совместной программы восстановления Европы. Реализация плана начала протекать в 1948 году параллельно подписанию в США закона «о помощи иностранным государствам», предусматривавшего предоставление финансовой помощи странам западной Европы на основе двухсторонних соглашений [2, тема 28].
Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Американская помощь была предоставлена на следующих условиях, как отказ от политики национализации, сохранения свободы частного предпринимательства, свободный доступ амреиканских товаров на рынки этих стран при значительном снижении таможенных пошлин, отказ от экономических связей с социалистическими странами.США навязали «маршаллизованным» странам гонку вооружений [4, с. 462].
Следующей такого рода планов стала американская концепция У. Моргентау, которая во главу задач ставила ликвидацию Германии как промышленного соперника на мировом рынке. Тем не менее, союзным государствам удалось выработать единую линию политического продвижения, закрепленную в ряде международно-правовых актах. Важный документ из ряда других был подписан в Берлине 5 июня, согласно которому правительства союзников принимали верховную власть в Германии в свои руки. Данный документ определил основные направления развития Германии. Он исходил из того, что в Германии отсутствует единое ценртальное правительство, способное взять управление страной под свой контроль. В силу этого важного фактора союзные государства переняли на себя всю верховную власть, которая принадлежала немецкому правительству, не исключая власти верховного командования и различных областных, муниципальных и местных правительств
США, Франция, Великобритания в отличие от СССР рассматривали Германию в период оккупации как единое экономическое пространство. Американцами была предложена общая экономическая политика в промышленности, сельском хозяйстве, внешней торговле, финансовой и кредитной сферах, области коммуникаций и транспорта, которую единогласно поддержали Франция и Великобритания. Союзники брали под свой контроль следующие элементы в трудовой сфере немцев как зарплата, установление нормы выдачи продуктов и промышленных товаров по карточкам, контроль уровня цен.
На потсдамской конференции решился важный политический момент: было решено не создавать центральное союзное правительство, а сосредоточить всю власть в руках Контрольного Совета. Членами Контрольного совета стали главнокомандующие оккупационными войсками четырех держав, ему подчинялась межсоюзническая комендатура Берлина, разделенного на четыре сектора. При главкомах имелись политический, военно-морской и военно-воздушный советники. Основной функцией Контрольного совета была выработка планов и достижение согласованных решений по главным военным, политическим, экономическим и другим вопросам, общим для всей Германии. Решения Координационного совета принимались на основе принципа единогласия.
Заседания Контрольного совета готовил постоянно действующий Комитет по координации. В составе последнего действовали двенадцать директоратов: военный, военно-морской, военно-воздушный, транспортный, политический, экономический, финансовый, по репарациям и поставкам, внутренних дел и связи, правовой, по делам военнопленных и перемещённых лиц и отдел рабочей силы. Ими поочерёдно в течение месяца управляли соответственно четыре губернатора. Каждый из губернаторов занимался гражданскими вопросами, вопросами, обозначенными на Потсдамской конференции, преследованием нацистов, возвращения насильственно переселенных и военнопленных на родные им территории.После организации в зонах военного управления было разрешена деятельность политических партий, но только демократического толка. На партии возлагалась задача восстановление государственных структур и реорганизация политической деятельности граждан, хотя здесь позиции расходились с точки зрения СССР и западных держав, политическая направленость политических партий в оккупированных территориях была различной.Военные администрации осуществляли в них власть «по инструкциям от своих соответствующих Правительств, а также совместно, по вопросам, затрагивающим Германию в целом».
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
В восточной зоне оккупации ведущей политической силой стала социал-демократическая и коммунистическая партии. Под непосредственным давлением советского руководства данные два политических движения слились в единую социалистическую политическую партию, целью чего становилось создание в государстве социалистического государства в духе марксистских идей и учений, а также переустройство страны по советскому образцу. В западных зонах обстановка стояла немного отличная от восточной. Во главе политических процессов западного блока встала вновь образовавшаяся партия —Христианско-демократический союз. Данное объединение придерживалась демократического республиканизма, создания и развития рыночной системы, в основе чего лежала частная собственность. Конкурирующей силой стала социал-демократическая партия Германии. Рассматривая политический курс и направленность партий двух зон, непременно вело к гражданскому столкновению. Учитывая факт категоричного расхождения военно-политических целей в Европе, а также по делам Германии, такое столкновение интересов могло вылиться в новую мировую войну. США настаивали на политическом дроблении государства на несколько самостоятельных государсвтенных единиц, СССР придерживались параллельного мнения —создания единого государства «народной демократии». Данный вопрос имел принципиальное значение не только для Германии, но и для других государств. Рассматривая и анализируя данную ситуацию можно выделить тот факт, который и послужил государственному разделу Германии, созданию на территории бывшего рейха двух новых государства с различным политическим и государственным устройством, во избежание нового конфликта и развязывания новой мировой войны [6, глава 8].
В течение первых трех послевоенных лет наблюдалась тенденция к объединению и консолидации зон, она проявилась лишь в западной часте страны, в зонах, находящихся под политическим патронажем США, Франции и Великобритании. В западных зонах, под руководством союзников, был проведен ряд реформ государственно-административного устройства, которые имели важный политический смысл. Целью реформ можно определить именно восстановление национального единства и наведение управленческого порядка, а также приведение в порядок управленческих органов, системы управления. Этому свидительствует восстановление исторического деления на земли, структурные единицы государства, которые исторически были сформированы в государстве, также сюда можно отнести и возрождение мемтных представительных управленческих органов —ландтагов и земельных правительств, тем самым была конструировано местное самоуправление. Отмеченная тенденция консолидации, проявилась не только в реформировании административного устройства, но и в реформировании и создании органов управления по различным вопросам. В процессе объединения английской и американской зон в 1946 году привело к необходимости создания объединненого органа власти —экономического совета, избиравшегося ландтагами и наделенного полномочиями принятия решений общеэкономического характера [7, с. 277]. Американский «план Маршалла», который предусматривал финансовую помощь разоренной Европе, активно способствовал выделению восточной Германии из единого государственного образования, но при этом имел объединяющее значение для западных оккупированных зон Германии. Данный пакет решений был принят европейскими государствами, пострадавшими от войны, исходя из этого, следует отметить то, что план фактически вводил Европу в экономическую зависимость от США. В западной Германии постепенно был создан и введен в практическое действие второй правительственный орган —Совет земель, функции центральной администрации постепенно были отведенны Административному совету, подотчетному Экономическому совету и Совету земель, был создан и Верховный суд. На анализе данных реформ государственного управления можно говорить о том, что в столь короткие сроки был наведен в западной зоне определенный порядок в ветвях власти.
В проведенных реформах заключался определенный смысл, который заключался в осуществлении задач и изменении государственных органов, обозначенных странами-союзниками. Процесс реализации демократических реформ говорит о том, что союзники расходились во мнениях по конкретным вопросам преобразования. Американцы первоначально проводят в отношении Германии крайне жесткую политику.В одной из директив военной администрации сказано: «Оккупируя Германию, мы не освобождаем ее, а захватываем побежденное враждебное государство». Американская военная администрация не ставит перед собой задачу восстановления немецкой экономики. Она намерена лишь предотвращать возникновение «голода, болезней и беспорядков, могущих представлять угрозу для американских вооруженных сил» [6, глава 8].
Дальнейшие расхождения во мнениях между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного государственного и политического устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон от восточных. Весною 1948 года на лондонских конфренциях было принято политическое решение о создании особого западногерманского государства (ФРГ), в которое была включена французская зона. С провозоглашением нового западногерманского государства потребовалось и создание новой конституции. В 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции [2, тема 25].
Паралельно политическим процессам, протекавших в западном блоке стоит проанализировать восточный блок, выделить концептуальные отличия в строительстве новой государственной системы и управленческого аппарата. Процесс возрождения государственности в восточной зоне протекал под политическим давлением и доминирующем влиянии советской военной администрации. Данная управленческая структура была наделена высшими законодательными и административными полномочиями в восточной части Германии. В первую очередь здесь восстанавливалась местное самоуправление, которое, по мнению советских управленцев, имело важное значение в строительстве общей системы управления, и требовала незамедлительного восстановления. Не зря советское руководство отмечало то, что основа эффективного государственного управления является местное самоуправление. Учитывая тот характер строительства государственной системы управления в восточной Германии, заданный СЕПГ, не вызывает удивления, что краевые и земельные собрания строились по советскому типу, выборы проводились на основных принципах классовой демократии. Так как восточная зона не имела единой администрации, за исключением органов местного управления, политическая роль в организации управления перешла к ЦК СЕПГ. Комитет стал инициатором масштабных экономических реформ по восстановлению государства. Аграрный и промышленный сектора экономики были наиболее всего подвержены к радикальным изменениям. В этих блоках свелось к общей конфискации крупной и средней собственности и перераспрделению богаства на социалистических началах. В ходе проведения этих реформ сложился разветвленный партийно-управленческий аппарат, наделенный государственными функциями. В качестве единого общественно-политического органа стал функционировать в восточной зоне Немецкий народный конгресс. В его директорию вошли всего лишь представительские функции без особого наделения государственных полномочий. На Конгресс возлагалась немного другая задача, а именно этот общественный орган должен был стать объединительной силой. С началом выделения западных зон в 1948 г. конгресс превратился практически в законосовещательный представительный орган восточной Германии. Его состав стал определяться на выборной основе —от партий и общественных движений восточной зоны.
Официальное провозглашение образования восточного государства — Германской Демократической республики — состоялось7 октября 1949 г. на собрании Немецкого народного совета, объявивший себя высшим органом государственной власти и в течение ближайшего года провел основные конституирующие новое государство мероприятия. Таким образом, с этого момента будет уместно говорить об официальном разделении Германии на два государства: ФРГ и ГДР, а также период 1945—1949 гг. можно охарактеризовать как этап разделения и формирования новых государственных образований из единого государства Германия. И на этом этапе следует провести анализ основных законов двух новых государств. Учитывая тот фактор, что конституции ФРГ и ГДР создавались при тотальном влиянии как западного блока, так и восточного. Также следует отметить, что конституция ГДР подверглась и идеологической обработке со стороны правительства СССР.
Разработка конституции ФРГ была доверена специальной уполномоченной правительственной комиссии по ходатайству конференции премьер-министров стран-союзников западной зоны в 1948 году. В процессе разаботки основного закона были поставлены в первую очередь задача возрождения государственного федерализма и исключение узурпации власти, а также исправить недоработки в этом направлении в Веймарской конституции. Выдвинутые внутренние политические и правовые задачи и цели были положены в основу новой конституции. Принятие созданной конституции осуществилась демократическим путем, этому свидительством является тот факт, что для ее принятия был сформирован особый парламентский совет, который по существу стал представительным органом. В него вошли 65 советников, избранных от 11 ландтагов земель на основе партийного представительства. Таким образом, в совет по разработке основного законопроекта были задействованы основные политические силы ФРГ такие как: Христианско-демократический союз, СДПГ, Свободная демократическая партия. Конституция ФРГ стала определенного рода толчком нового этапа развития государства, демократизации государственных органов, взаимоотношения между государством и гражданами. Стоит отметить тот факт, что боннская конституция стала одной из самых демократических конституции в новейшее время [2, тема 25].
По форме правления государство становилось парламентской республикой, которая строилась на основе разделения властей и элементов федерализма.
В отличие от основного закона восточной зоны Германии, в бонской конституции ее правовое содержание распространялось и на граждан восточной зоны, так как в идею данного закона был положены цели осуществления «единства и свободы всего немецкого народа.Конституция провозгласила ФРГ «демократическим, социальным и правовым государством». В данном контексте под «демократическим государством» подразумевается то, что государственная власть исходит от народа и осуществляется демократическими методами. Социальный и правовой строй можно акцептировать как строй, защищающий интересы общества, посредством правовых основ, а также перед задачами государства, в первую очередь, являются права и свободы граждан, а не интересы частных лиц и элитных групп, находящихся у власти. Что касается федерализма, то он предполагал что отдельные германские земли обладают ограниченным суверинитетом, имеют свои конституции, представительные и правительственные органы и законодательство.К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. За административными единицами ставится обязанность исполнять федеральные законы и постановления федерального правительства.
Согласно конституции, осуществлением законодательной власти заниматься стал парламент. Национальное представительство (Бундестаг) избиралось гражданами ФРГ на основе всеобщего, тайного прямого избирательного процесса. Роль второй палаты в ряде вопросов выполнял бундесрат(представительство федеративных земель). Две палаты в равной степени принимали участие в законотворчестве. Лидером государства являлся президент, избираемый федеральным собранием. Сравнительно с предыдущей конституцией полномочия главы государства были значительно урезаны: представлял государство на внешнеполитической арене, занимался назначением и смещением федеральных служащих и судей, имел право о внесении предложений о замещении поста федерального канцлера [2, тема 25].
Конституция ГДР 1949 г. стала противоположностью бонской конституции по всем правовым и политическим установкам. Этому свидительство то, что основными принципами организации государства стали народовластие, политическое доминирование одной политической партии (СЕПГ), взаимодополнение законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства. По уровню демократизации ФРГ преуспела в отличие от восточной Германии. Конституция ГДР признавала отдельные демократические свободы: равноправие по национальному, половому и другим признакам. Основной закон признал лишь формальный плюрализм в виде функционирования нескольких политических партий, но при этом ведущей силой оставалась «Социалистическая единая партия Германии».
Наряду с нею образовались и партии демократического толка, но незначительного социального состава: Крестьянская Демократическая партия, объединившая приверженцев социалистической кооперации, Национально-демократическая партия, представлявшая интересы ремесленников, Либерально-демократическая партия и Христианско-демократический союз, которые главным образом объединили демократическую элиту.
Верховным законодательным органом в ГДР стала «Народная палата» В ее состав входили 400 депутатов от различных политических сил. Также была сформирована «Палата земель» на основе пропорционального представительства пяти земель, включенных в ГДР. Во главе государства также как и в ФРГ, в ГДР стал президент. Но различия составили объем полномочий. Президент ГДР был наделен большим кругом полномочий, в круг которых вошли следующие: опубликование законов, наличие места в правительстве, международное представительство. Государственная должность президента в восточной зоне продержалась недолго, от единоличного руководства страны власть постепенно отходит к коллективному управлению в лице Государственного совета [5, с. 496].
Таким образом, взаимоотношения двух германских государств имели важное значение на внешнеполитической арене Европы. Специфические черты, определяющие особенность данного политического процесса, были характерны для данного периода международных отношений касательно дальнейшего развития Германии. Черты можно определить посредством синтеза ряда факторов: наличие общего языка, родственные связи между гражданами, проиводействие двух идеологий в рамках одного государственного образования. Состояние взаимоотношений ГДР и ФРГ напрямую зависело от воздействия внешних факторов, выраженных в противостоянии СССР и стран-союзников, востока и запада [5, 496 с.].
Воссоединение Германии стало политической целью в обеих ее частях, при этом и ФРГ, и ГДР претендовали на то, чтобы быть законным представителем всего немецкого народа. ФРГ стремилась к воссоединению Германии «в мире и свободе» на основе демократической и федеративной политической системы в рамках единой Европы, а лидеры ГДР считали социалистическую систему лучшим строем для всей Германии и ее народа.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Руководство ФРГ придерживалось принципа, что ФРГ и ГДР — это две взаимосвязанные части одного государства, федеративная республика является едингственным вариантом развития немецкого народа. Правительство ГДР исходило из противоположного взгляда, оно заявляло об одинаковом понимании понятий «ГДР» и «народ Германии». Своей конечной целью оно объявляло ликвидацию «сепаратного западногерманского государства» и восстановление немецкого единства. Раскол Германии объяснялся происками «империалистических держав Запада, находившимися в преступном сговоре с западногерманским монополистическим капиталом».
Программа совместного регулирования в оккупационных зонах не была воплощена на практике. Единой политики Контрольного совета по экономической демилитаризации, репарациям и другим важным вопросам не существовало как такового, политика в этом направлении проводилась каждой из четырех властей автономно. Западные державы выступали ярко против образования и функционирования общегерманских административных органов, образования общегерманских политических партий и профсоюзов.
Одним из показателей намерения СССР сотрудничать с Западом была реализация решения о четырехсторонней оккупации Берлина, который после капитуляции Германии находился под исключительной юрисдикцией Красной армии. В то же время политика построения плановой экономики, осуществлявшаяся СССР в Восточной Германии и курс его бывших союзников на утверждение в западных зонах оккупации рыночных отношений объективно делали невозможным нахождение согласованных решений [5, с. 496].
Осмысливая послевоенное развитие Германии, приведшее к образованию двух германских государств и роль союзных держав в этом, следует признать, что такой никем не планировавшийся результат стал одним из проявлений глубоких противоречий бывших союзников. Германская проблема стала площадкой их наиболее острых проявлений. В принципе существовали и могли быть реализованы возможности образования единой демократической и миролюбивой Германии. Этому подтверждением может послуживать тот факт в международной политике, что союзные державы смогли договориться и координировать свою политику в отношении Австрии. Сам момент создания Контрольного совета показал возможность сотрудничества государств с различными геополитическими интересами. Стоит отметить тот факт, что в современном мире это был первый опыт сотрудничества государств и коалиции в конфликтной ситуации. Различия в написанной программе политического развития Германии в 1945 году и реальных политических реформ и преобразований в периоде первого послевоенного четырехлетия наблюдались, и этому является объяснением первый политический международный опыт в урегулировании такого масштаба конфликтов между двумя идеологически разноправленными государствами, какими были СССР и США.
Список литературы:
Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трёх союзных держав — СССР, США и Великобритании (17 июля—2 августа 1945 г.) М.,1984.Т. 6.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство Норма, 2003. — 744 с.
Дементьев В.Е., Олевская Е.М. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России. Российский экономический журнал. № 8, 1993, с. 81—86.
Егиши Т. История экономической теории: учебник/ Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова и В.С. Автономова. —М.: АО «Аспект Пресс», 1995. —462 с.
О.А. Омельченко. Всеобщая история государства и права Т. 2. —Остожье: 2000. —496 с.
Кризис и война: Международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30—40-х годах, М.: МОНФ, 1998. (Глава 8)
Людвиг Эрхард: «Благосостояние для всех», Москва, Прогресс 1989 г. [1, с. 277].