«Мировоззрение субфедеральных политических лидеров: анализ индвидуальных стратагем»

Так как проблема дефиниции терминов стоит в русскоязычной политической науке весьма остро, то в начале исследования представляется необходимым...

«Политические аспекты трудовой миграции в современной России»

ABSTRACT The article describes the political aspects of labor migration at the present stage of development of Russia,...

Глава МИД Юсуф Туггар: Нигерия намерена вступить в БРИКС

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Нигерия намерена подать заявление на вступление в БРИКС после проведения необходимых мероприятий внутри...

«Политические аспекты международного сотрудничества России в сфере мировой энергетики»

Заметная роль нашей страны в решении многих вопросов глобального характера и региональных конфликтов, благодаря постоянному членству в Совете...

Кто такой Александр Сырский, новый главком ВСУ?

Сырский российского происхождения, окончил Московское высшее общевойсковое командное училище. Известен тем, что не боится нести личные потери. Президент...

«К вопросу о классификации политических партий»

Политические партии образуют ядро активной и организованной общественности, поскольку их главной задачей является борьба за распределение государственной власти...

«Политический процесс в современной России: особенности и перспективы»

Действительно, Конституцией провозглашены основные права и свободы гражданина, признана частная собственность, декларирован принцип разделения властей, функционирует парламент, вроде бы соблюдаются...

«Сравнительный анализ государственной политики интеграции мигрантов в странах запада и Российской Федерации»

Ключевые слова: иммиграция,интеграция,мультикультурализм. Решение проблемы эффективной реализации миграционной политики, а также разработка действенных концепций интеграции мигрантов в принимающий...

«Развитие представлений о политическом участии»

В это же время происходит развитие четырех политологических концепций: модернизации, демократии, массового общества и политической культуры, которые уже...

Читатели Newsweek подвергли резкой критике слова главы Пентагона о России

МОСКВА, 1 мар – ПРАЙМ. Читатели американского журнала Newsweek подвергли резкой критике главу Пентагона Ллойда Остина за высказывание...

«Имидж главы государства как важнейшая характеристика внешнеполитического имиджа России»

Нас все чаще интересуют вопросы внешней политики, социальной политики, экономики нашей страны, а значит, мы задумываемся, собственно, об...

«Развитие принципов свободы совести в «декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений»»

Этот документ стал определенным итогом предыдущей работы в области международного права касательно религиозной свободы и явился компромиссным вариантом...

«Проблемы административного реформирования в современной России»

Осознание того, что основополагающие проблемы лежат в самой государственной системе, в самом механизме и элементах администрирования, заставляет реформаторов...

«Гражданское общество и его альтернативы в российской политике»

На сцену выходит тезис о «слабости» российского гражданского общества. Разумеется, он справедлив, но односторонен. Недостаточно просто констатировать слабость...

«Формирование положительного имиджа местной государственной власти как одно из условий ее эффективности»

Существующий имидж помогает определить уровень соответствия действий государственных органов ожиданиям и требованиям, как отдельных социальных групп, так и...

Украина и Израиль стали заложниками борьбы Трампа и Байдена. Комментарий Георгия Бовта

Сенат Конгресса США не смог принять законопроект о выделении средств для внешней помощи. Перед этим президент США обвинил...

«Специфика визуальной политики в избирательном процессе современной России»

По мере усиления политической конкуренции возросла необходимость использования новых нетрадиционных методов воздействия на выбор избирателей. Визуальные коммуникациистали выступать...

TV4 Nyheterna: Швеция официально станет членом НАТО 11 марта

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Швеция офоциально станет 32-м членом НАТО 11 марта, об этом сообщил телеканал TV4...

Захарова: отставка Нуланд знак того, что США будут “заметать следы” провала на Украине

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Вашингтон начинает “заметать следы” провала на Украине, в том числе через отставки, подобные...

«Концепция легитимности власти в трудах западных учёных Ж. Д’аспремонта, Д. Битама и Ю. Хабермаса»

С помощью выборов политические лидеры стараются доказать свою легитимность в глазах граждан собственного государства, а также обществ и...

«Проблемы административного реформирования в современной России»

Осознание того, что основополагающие проблемы лежат в самой государственной системе, в самом механизме и элементах администрирования, заставляет реформаторов постоянно возвращаться к изменениям государственного аппарата.

Современная административная реформа – это очередная попытка властей наладить работу государственных служащих для повышения её качества. Однако годы проведения реформы в современной России показали как ее сильные, так и слабые стороны.

Стержневой стороной реформирования было стремление повсеместно выстраивать «вертикаль власти», командно-административную машину, которая действует жестко, однозначно, в соответствии с заложенными в нее программами и соподчиненной системой принятия решений. Вместе с этим обозначилась и основная коллизия, связанная с растущим отчуждением человеческого фактора от власти как внутри нее самой, так и вне ее.

Анализ теоретических оснований и практики осуществления современных административных реформ показывает необходимость скоординированного решения проблемы взаимодействия «властной вертикали» и «властной горизонтали». При этом в мировой практике все большее внимание уделяется процессам децентрализации власти. Основой такой децентрализации выступает глубокий анализ соотношения доминирования и влияния во власти. При этом власть, образно говоря, оказывается «молекулярным соединением» таких более элементарных составляющих, как доминирование и влияние. Вопрос заключается лишь в удельном весе каждой из составляющих и в формах их соотношения – нормальных или девиантных. К девиантным формам относятся различные проявления теневой власти, в которых отдельные субъекты стараются перехватить каналы публичного, официального властвования для реализации собственных частных (иногда и криминальных целей).

Эффективным способом предотвращения такого рода девиаций и борьбы с ними выступают легитимация различных каналов влияния, правовая их регламентация и контроль за ее реализацией. В системе современной государственной власти такой подход нашел отражение в концепциях государственного менеджмента, предлагающих разные версии демократизации системы государственной власти, расширения каналов влияния на нее гражданского общества и отдельных его субъектов, которые нашли  свое практическое воплощение в реформах государственного управления ряда ведущих государств [4, 11; 5, 93‑95].

Некоторые концептуальные подходы были заложены и в современную российскую административную реформу. Однако реализация их оказалась неполной и неравномерной. Это и провело к тому, что основные задачи реформы так и не были решены.

Проведённые преобразования не отличались завершённостью и согласованностью, что отчётливо видно на примере отказа от комитетов в марте 2004 г., затем их воспроизводства как суперведомств в сентябре 2007 г. и их ликвидации в мае 2008 г. Другой парадоксальный пример – это объединение совершенно различных, даже не смежных по предметам ведения функций, структур в рамках одного органа – Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия – и их повторного разведения в мае 2008 г.

С политической точки зрения мероприятия административной реформы превратились ныне в механизм для решения различных властных и лоббистских задач. Речь идёт только о тех мероприятиях, которые могут быть актуальны для укрепления положения нынешней элиты, а также усиления возможностей административного рынка. Те же мероприятия реформы, которые лежат на уровне ниже управленческого, превратились в бюрократическую рутину. А рутина сводит до минимума профессиальный потенциал реформаторов среднего звена. О возможных негативных последствиях такого рода известные ученые предупреждали еще в начале процесса административного реформирования [3; 96]. Однако государственная бюрократия оказалась нечувствительной к результатам аналитического диагноза и прогноза.

Результаты проведенного реформирования позволяют судить о наличии политической настойчивости, направленной на реализацию поставленных задач, и некоторых сдвигов, связанных с преобразованием системы государственного управления. При этом было выявлено несколько концептуальных недостатков. Один из них заключается в том, что процесс преобразования системы госуправления осуществляется и координируется непосредственно государственным аппаратом. Важнейшим фактором, снижающим результативность осуществляемой в рамках административной реформы деятельности, является отсутствие комплексного подхода к проводимым преобразованиям, слабая проработанность методологической базы. Масштабность преобразований и значимость объекта реформирования обуславливают необходимость проведения подготовительной работы, заключающейся в детальной проработке концепций, принципов и методов проведения реформы. Такая работа велась, и ее результатом стала выработка как общих подходов к административной реформе, так и конкретных механизмов ее реализации, однако далеко не все выработанные подходы и методики оказались реально применимыми на практике [2; 42].

К причинам неудач реформы можно также отнести недостаточное финансирование и отсутствие единой команды для ее реализации; слабость согласия в политической элите и недостаток политической воли в осуществлении реформы. Также одной из наиболее существенных причин неудач явилась недостаточная концептуальная проработанность модели реформирования применительно к российским условиям.

При этом нельзя не отметить тот факт, что проведение реформы было направлено сверху. При этом не учитывались не только потребности и интересы основной массы граждан, но и самих госслужащих. Поэтому для граждан данная реформа выступала как «неизвестная реформа», а госслужащие выступали не только инертной составляющей, но и в какой-то мере механизмом ее торможения. Данное заключение можно подтвердить результатами исследования, проведенными в конце 2004 г. и 2009 г. исследовательской группой СКАГС (Игнатов В Г., Понеделков А В., Старостин А М., Лысенко В Д., Швец Л Г.) [6, 632‑657]. В исследовании говорилось: «Изучение отношения самого чиновничества регионального уровня к реформированию показало весьма диверсифицированную картину. В ней фиксируются примерно равные группы (до 40 %) респондентов, которые с воодушевлением верят в управленческий эффект реформ, с энтузиазмом относятся к их проведению, и почти такая же по объему группа «скептиком» и «негативистов», остальные же (около 20 %) относятся к реформированию с равнодушием и соответственно поддержки от которых ожидать не приходится».

Такого рода соотношение складывается явно не в пользу реформирования и будет выступать одним из главных механизмов его торможения.

Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе проведения реформы, была проделана огромная работа, сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы. Безусловно правильным является расчет разработчиков реформы, сделанный на дальнейшую рационализацию госслужбы и усиление ее открытости (оптимизация численности и функций госуправления, введение четких критериев оценки эффективности, стандартов управленческих и иных услуг). Однако все еще необходимо вносить коррективы в действующее законодательство на основе изучения опыта зарубежных стран и Российской Федерации для того, чтобы модернизация управленческой системы, сформированная в концепции административной реформы, реализовалась как можно быстрее и эффективнее.

Список литературы:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006‑2010 годах» // Справочно-информационнаясистема КонсультантПлюс.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Вольф В.С  Цели и результаты административной реформы в России: формальность или шаг вперед// Экономика. Государство. Общество (ЭГО). 2011. № 2 (6).

Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин А. М. Административная реформа в России: шаг вперед, два шага… // Власть. 2005. № 9.

Швец Л. Г.  «Гибкая власть» и административная реформа в стратегии рыночных преобразований  // Власть. 2007. № 11.

Швец Л. Г. Власть и управление: инновационный контекст. Ростов-н/д., 2011.

Государственное и муниципальное управление социальными и политическими процессами в регионе: общественное мнение и экспертные оценки. Ростов-н/д., 2011.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest