«Беспрецедентен ли вызов современного терроризма?»

Особое место в подобных рассуждениях занимают события 11 сентября 2001 г. — массированная атака на «единственную сверхдержаву мира». Многие увидели...

«Россия будет бороться за свои интересы до конца»: Такер Карлсон опубликовал интервью с Владимиром Путиным

В беседе с американским журналистом президент России призвал США прекратить поставки оружия Киеву для начала переговоров, исключил нападение...

«Региональная политика в субъекте российской федерации (на примере забайкальского края): основные особенности и перспективы развития в условиях формирования социального государства»

При этом необходимо отметить, что данный процесс в регионах протекает неод­нозначно. В частности, на пути построения грамотного и...

Байден рассказал о недавней встрече с Миттераном. Тот умер 27 лет назад

Как отмечает телеканал Fox News, речь шла о встрече на саммите G7 в Великобритании, на котором присутствовал президент...

«Военно — политическая обстановка на северном Кавказе и ее влияние на военную безопасность Российской Федерации»

Превращение России в сильную в экономическом и военном отношении державу, способную самостоятельно отстаивать свои национальные интересы, не вызывает...

Кто такой Александр Сырский, новый главком ВСУ?

Сырский российского происхождения, окончил Московское высшее общевойсковое командное училище. Известен тем, что не боится нести личные потери. Президент...

МИД: Москва ответит Литве на конфискацию автомобилей с российскими номерами

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Российская сторона ответит Литве, если она начнет конфисковывать автомобили с российскими регистрационными номерами,...

«Политический процесс как объект исследования: сравнительный анализ методологий»

В таком ракурсе политический процесс — совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, которая обеспечивает существование политической системы общества:...

Глава Бразилии Лула да Силва заявил о хороших отношениях с Путиным и Медведевым

МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Президент Бразилии Лула да Силва рассказал о взаимоотношениях с президентом России Владимиром Путиным...

«Влияние геополитических интересов ЕС, США и России на процесс реализации внешней политики Украины»

Во-первых в ее внутренней политике сформирована такая ситуация, которая делает невозможным сворачивание экономических и политических реформ и процесса...

«Ретроспективный взгляд на советский механизм политической социализации»

Признание Советского Союза тоталитарным обществом в свое время расценивалось как идеологическая диверсия западной пропа­ганды против СССР. Однако в...

WSJ: интервью Путина Такеру Карлсону может быть опубликовано уже 8 февраля

Ранее Алекс Джонс рассказал, что интервью уже записано, длится два часа и выйдет «уже очень скоро»: «Такер не...

«Укрепление позиций радикального национализма в региональных парламентах Украины (по результатам местных выборов-2010)»

Украина является унитарным государством, исключение касается лишь Автономной Республики Крым, однако единство форм управления территориями отнюдь не означает...

«Возможно ли появление национализма в малых группах»

Мансур Олсон — американский экономист. Бакалавр Университета Оклахомы; магистр Оксфорда; доктор философии (1963) Гарвардского университета. Преподавал в Мэрилендском...

Глава МИД КНР: Россия и Китай создали новый образец отношений крупных стран

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Россия и Китай сформировали новый образец отношений крупных государств, они полностью отличаются от...

Фукуяма: общественные институты США переживают серьезный кризис

МОСКВА, 2 мар – ПРАЙМ. Из-за невозможности адаптироваться к стремительно меняющимся мировым условиям общественные институты США столкнулись с...

«К проблеме обеспечения трудовых прав женщин в российском законодательстве»

В условиях глобализации все больше и больше женщин выходят на рынок труда. Вместо того, чтобы ощутить на себе...

«Аполитичность молодежи в современном российском обществе»

В рамках этого исследования рассмотрены различные аспекты, влияющие на политическое сознание молодого поколения, проанализировано состояние регионального законодательства о...

«Проблемы реализации информационной политики органами местного самоуправления»

Поэтому остро встаёт вопрос определения всей полноты функций, которыми должны быть наделены структурные подразделения органов местного самоуправления ответственные...

Правительство Германии рассматривает возможность национализировать дочернюю компанию «Роснефти»

Речь идет о компании Rosneft Deutschland. Об этом написали ряд СМИ со ссылкой на источники в правительстве Германии....

«Лоббистская деятельность в зарубежных странах: сравнительный анализ особенностей правового регулирования»

США. Американское лоббирование не только самое старое в мире, но и самое передовое. Согласно официальным данным, за период с 1998 по 2006 г. расходы только ведущих отраслей производства на лоббирование составили около 20 млрд. долл. [2, с. 47]. В настоящее время в США существует система законов, которая прямо или косвенно регулирует лоббистскую деятельность, а именно: Закон о регистрации лоббистов (1946 г.), об иностранном лоббизме (1938), о федеральных избирательных кампаниях (1972), законы, регулирующие правила поведения членов обеих палат Конгресса и представителей исполнительной власти, включая президента [1], кроме того, существует национальный лоббизм (этнических групп, проживающих на территории США).

К мнению лоббистов в Соединенных Штатах прислушиваются все больше и больше. Доказательством интеграции этой профессии в американскую систему является то, что суды — и особенно суды низшей инстанции — пытаются использовать для интерпретации закона мнение групп или лиц, которые участвовали в его создании. Сегодня в Вашингтоне существует более 13000 интегрированных лоббистов и сотни бюро, специализирующихся на этой деятельности. Этот сектор продолжает увеличиваться [10, с. 51]. Профессия требует официальной регистрации во властных структурах и настолько признана обществом, что существует телефонные справочники, в которых представлены только данные о лоббистах и их специализации.

Канада. Канадское регулирование лоббистской деятельности близко к американскому законодательству, но имеет ряд отличий. Основным документом, регулирующим лоббистскую деятельности в Канаде, является Закон о регистрации лоббистов 1988 г. [4, с. 147]. Предметом критики канадской системы регулирования лоббистской деятельности становится то, что в Канаде лоббисты не обязаны раскрывать объем финансовых средств, потраченных на лоббистскую деятельность: отсутствуют ограничения на занятия бизнесом уволившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности; непрозрачна система распределения государственных заказов; отсутствует кодекс поведения для членов парламента, обязывающий их раскрывать свои интересы, устанавливающий ограничения для них на получение подарков и т. п. [9, с. 81].

Особенность канадского закона о регистрации лоббистов — детальная регламентация санкций за нарушение закона. К примеру, предусматривается, что каждое физическое лицо, которое нарушает закон, считается виновным и подвергается наказанию в виде штрафа от 25 до 100 тысяч долларов, тюремному заключению на срок от 6 месяцев до 2-х лет, либо штрафу и тюремному наказанию одновременно [6].

Великобритания. Законодательное регулирование лоббизма размыто. Характерная особенность этого регулирования — акцентирование внимания законодателей не на деятельности непосредственно лоббистов или групп интересов, а на финансовых интересах самих членов парламента. Основным документом, оказывающим влияние на регулирование лоббистской деятельности, можно назвать Свод Законов о государственной гражданской службе (Civil Service Code), основываясь на котором каждый департамент принимает свой Кодекс управления (Management Code) [4, с. 148].

В Великобритании члены парламента сами часто выступают в роли лоббистов: им не возбраняется быть официальными представителями коммерческих интересов одной из сторон при заключении договора, в том числе, если одна из сторон по договору — государство. Представители законодательной ветви власти могут давать платные консультации. В то же время члены обеих палат парламента, имеющие финансовую заинтересованность в принятии какого-либо решения по вопросу на повестке дня, должны заявлять об этом в своем выступлении [4, с. 149].

Германия. Как и в странах, рассмотренных выше, в Германии лоббизм считается нормой. Лоббисты выступают как профессиональные посредники между социальными группами, группами интересов и органами принятия решений [5, с. 16].

Как и в США, в ФРГ институт лоббизма признан в Основном Законе. Статья 17 Основного закона Федеративной Республики Германия гласит: «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент». Единого закона, регулирующего лоббистскую деятельность в Германии нет, но в качестве доминирующего закона, регулирующего данный институт, можно выделить Положение о регистрации союзов и их представительств в бундестаге 1972 г. При переводе с немецкого языка слово «союз» в данном случае синонимично «группе интересов». Классическими лоббистами в Германии считаются союзы и объединения (Verbande und Vereine) [4, с. 150].

Франция. Во Франции лоббистская деятельность долгое время была вне закона, поскольку считалось, что правительство должно отстаивать только общенациональные цели. Лишь с начала 1980-х годов к легитимному лоббированию интересов среди законодателей появился интерес [7, с. 69]. Однако законодательное регулирование института лоббизма отсутствует до сих пор [4, с. 151]. Во Франции велика роль государства в регулировании экономических отношений, степень централизации принятия решений весьма высока.

В 1991 г. во Франции создается Ассоциация советов по лоббингу, цель которой — продвижение идей легального лоббирования, открытости лоббистской деятельности, ее законодательного регулирования. На основании Конституции 1958 г. во Франции также действует Социально-экономический совет, состоящий из представителей профессиональных групп страны и призван давать правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера. Взаимодействие членов этого органа с группами интересов подлежит наименьшему контролю, что ведет к активной лоббистской деятельности в рамках этого органа и со стороны его представителей законодательной ветви власти [4, с. 151].

Япония. Основные субъекты лоббистской деятельности в парламенте Японии — депутатские кланы. Название «дзоку» — кланы — имеют неформальные организации влиятельных депутатов японского парламента [8, с. 130]. Членами кланов становятся, как правило, депутаты из числа бывших высокопоставленных чиновников соответствующих министерств и ведомств.

С идеологической точки зрения принадлежность депутата к влиятельному клану — свидетельство авторитетности и важности его деятельности, что имеет большое значение во взаимоотношениях с оппозиционными партиями и СМИ [3, с. 121]. Во многих случаях от тактико-технических вопросов (время выдвижения, расстановка сил в парламенте, политический момент и т. д.) зависит судьба законопроекта, поэтому клан процедурной комиссии, стоящий особняком относительно прочих кланов, считается особо элитарным и престижным.

По мнению японских политологов, деятельность кланов оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на японскую политику. Положительное заключается в том, что при взаимодействии бюрократии с политиками для принятия решений очень важно мнение высококвалифицированных специалистов, которые составляют костяк депутатских кланов. Важно и то, что кланы обеспечивают «стыковку» парламентской активности отдельных депутатов и многогранных, противоречащих интересов деловых кругов. Негативный момент существования в японском парламенте клановых организаций состоит в том, что их деятельность подрывает базовый демократический принцип разделения властей (исполнительной и законодательной), снижает роль премьер-министра, партий и парламента [8, с. 137].

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

В настоящее время в Российской Федерации не сформировано законодательное регулирование лоббистской деятельности, хотя для его создания есть все предпосылки. Так, Национальным планом противодействия коррупции (п. 5 разд. II) предусмотрено рассмотрение вопроса о подготовке нормативно правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность в Российской Федерации.

Проведенный сравнительный анализ законодательного регулирования лоббистской деятельности позволяет сделать ряд выводов:

1. Необходимость признания и законодательного урегулирования института лоббизма в российском законодательстве;

2. За основу принятия российского законодательства о лоббировании следует брать комплекс нормативных актов США, с учетом опыта Германии;

3. Для построения цивилизованного политического лоббирования в Российской Федерации необходимо усилить экспертное влияние в разработке законопроектов.

Список литературы:

Вавочкина И.Д. К истории регулирования лоббизма в США / И.Д. Вавочкина / Российский профессиональный портал о лоббизме и GR. — 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lobbying.ru/index.php?article_id=1805 (дата обращения 20.02.2013)/

Головина А. Международное лоббирование как инструмент поддержки российского бизнеса за рубежом [Текст] / А. Головина // Общественные науки и современность. — 2009. — № 7. — С. 47—49.

Иногути Т. Исследование депутатских кланов [Текст] / Т. Иногути. — Токио, 1987. — 178 с.

Коцан И.М. Политико-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах [Текст] / И.М. Коцан // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». — 2011. — № 4. — С. 146—156.

Кузнецов Г.С. Политический лоббизм: мировой опыт и возможности регулирования / Г.С. Кузнецов // Национальный институт развития современной идеологии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nirsi.ru/PublicPolicy/n69/polit_lob.pdf (дата обращения 18.02.2013).

Любимов А.П. Правовое регулирование лоббистской деятельности за рубежом / А.П. Любимов, С.П. Сиротенко / Электронный научный журнал «Представительная власть». — 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pvlast.ru/archive/index.472.php (дата обращения 14.02.2013)

Любимов А.П. История лоббизма в России [Текст] / А.П. Любимов. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. — 208 с.

Пантелеева М.В. Депутатские кланы как инструмент лоббистской деятельности в Японии [Текст] / М.В. Пантелеева // Россия и АТР, 2007. — № 4. — С. 130—137.

Пчелинцев С.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности: канадские подходы [Текст] / С.В. Пчелинцев // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2008. — № 3. — С. 74—81.

Фарнель Ф.Ж. Лоббирование. Стратегии и техники вмешательства / Ф.Ж. Фарнель / учеб. пособие. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.frankfarnel.com/wp-content/uploads/2011/08/lobbying_russian-v.pdf (дата обращения 12.02.2013).

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest