«Региональная политика в субъекте российской федерации (на примере забайкальского края): основные особенности и перспективы развития в условиях формирования социального государства»
При этом необходимо отметить, что данный процесс в регионах протекает неоднозначно. В частности, на пути построения грамотного и эффективного управления в субъектах РФ имеется множество препятствий, главными из которых являются отсутствие достаточной материальной базы для проведения преобразований, несовершенство законодательства в сфере регионального развития, а также неподготовленность региональной политической элиты к проведению реформ.
В связи с изложенным, целью исследования является региональная политика как совокупность социальных, экономических и политических методов реализации государственной власти в субъекте Российской Федерации.
Указанная цель определяет следующие задачи:
1.Изучить понятие и сущность региональной политики.
2.Рассмотреть основные проблемы и перспективы повышения эффективности региональной политики в Забайкальском крае.
Исходя из поставленных вопросов, необходимо отметить, что под понятием «региональная политика»обычно понимается государственнаярегиональная политика (деятельность общенациональных властных структур — например, деятельность органов исполнительной власти по реализации государственных полномочий в регионе). При таком подходе региональная политика понимается в узком смысле, а именно как государственное управление.
В свою очередь, более широкое понимание региональной политики,определяется вектором ее направленности. Векторрегиональной политикивсегда направлен от центра к регионам, а содержание связано с управлением, осуществляемым по вертикали. Таким образом, в широком пониманиирегиональная политикапредставляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своихрегиональныхсоставляющих. Например, развитие региона в целом, формирование его экономической и политической инфраструктуры, налаживание контактов с соседними регионами. При таком подходе государственная региональная политика— это совокупность способов и методов реализации государственной политики в регионе [1, с. 93].
При этом важно отметить, что по своему содержанию региональнаяполитиканеизбежно пересекается с другими направлениями внутреннейполитики.Например, регулирование вопросов экономического развития регионов сближает ее с экономическойполитикой, управление миграционными процессами — с демографическойполитикой.
В целом, региональная политика выполняет следующие функции:
1.Сохранение территориально-политической системы. Указанная функция подразумевает сохранение территориальной целостности государства, в частности, определение регионов, представляющих собой зоны геополитического риска (пограничные, спорные территории), и поиск способов их удержания.
2.Осуществление централизованного контроля за регионами и одновременно поддержание баланса полномочий, ресурсной базы центральных и региональных властей.
3.Сглаживание межрегиональных различий, в частности, поддержание равных возможностей для развития регионов и предупреждение возможных конфликтов между ними [2, с. 24].
Проанализировав указанные функции, можно с полной уверенностью утверждать о том, что все вышеперечисленные мероприятия по реализации региональной политики в своей совокупности служат единой цели — формированию эффективной политической системы управления государством, в которой каждый регион имеет равные возможности для развития и функционирует в рамках общей концепции укрепления государства в целом.
В этой связи особого внимания заслуживает модель взаимодействия федерального центра с регионами. Действительно, обладая совокупностью разнообразнейших (от экономических до административных) методов воздействия на регионы, региональная политика является необходимым условием поддержания целостности и единоначалия в федеративном государстве.
В частности, одним из наиболее широко применяемых подходов к установлению устойчивой связи между центром и регионами является экономический подход. Так, посредством принятия соответствующих экономических решений, федеральный центр может эффективно регулировать действия как в отношении определенного региона, так и всей страны в целом.
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Вместе с тем, наряду с экономическими решениями, федеральный центр может принимать решения и по другим направлениям, таким как [3, с. 62]:
1.управленческие аспекты региональной политики: создание и развитие властных органов в центре и на местах (например, функционирование в Забайкальском крае территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти);
2.административно-территориальные аспекты: изменение административно-территориального деления страны посредством укрупнения или дробления регионов (например, создание Забайкальского края посредством объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа);
3.демографические аспекты: управление миграционными процессами, поддержание численности населения в приграничных регионах (например, реализация федеральных программ «Молодая семья» в Забайкальском крае);
4.внешнеполитические аспекты: воздействие на характер и направленность внешних связей регионов (например, необходимость согласования проведения международных встреч, ярмарок напрямую с федеральным центром).
Таким образом, региональную политику следует понимать как систему действий общегосударственного центра, направленных на регулирование политических отношений с регионами и решение существующих проблем на межрегиональном уровне [4, с. 112].
В связи с изложенным, ключевой задачей региональной политики является создание эффективной модели взаимодействия центра с регионами, при которой каждый регион вне зависимости от его отдаленности от центра может рассчитывать на равные возможности для развития. Особенно важным, в данном случае, представляется поддержка «проблемных» регионов, находящихся в сложном социальном, экономическом и геополитическом положениях.
На сегодняшний день одним из таких регионов является Забайкальский край. В частности, по результатам прошедшего года уровень жизни населения в Забайкальском крае составил значительно ниже среднероссийского. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила более 30 %. Значителен и показатель выезжающих из региона. Вместе с тем, Забайкальский край является пограничным регионом, имеет важное геополитическое и экономическое значение (в советские годы в регионе добывались значительные объемы полезных ископаемых, быстрыми темпами развивалось племенное животноводство).
Причины сложившейся ситуации, прежде всего, связаны с неэффективностью региональной политики как непосредственно на местах, так и в рамках государства в целом.
В целом, можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие эффективному политическому и экономическому развитию региона:
1.Отсутствие инициативной региональной политической элиты, способной на внедрение модернизационных решений. В частности, существующая на сегодняшний день региональная политическая элита крайне неохотно берется за проведение реформ, не осознает их значения, боится проявить инициативу. Фактически все значительные преобразования в регионе происходят исключительно по указанию «сверху».
2.Отсутствие достоверной информации о сложившейся в регионе экономической, социальной и политической ситуации. В частности, федеральный центр не осознает всей угрозы снижения численности населения в пограничном регионе, не уделяет достаточного внимания проблемам отдаленных регионов.
3.Неверная оценка экономических и политических факторов, способствующих развитию региона (так при проведении программ по развитию региона не учтены такие факторы, как геополитическое положение региона, специализация региона, не приняты в расчет возможные выгоды, которые можно извлечь из геополитического положения региона);
4.Слабая ресурсная база региона (действующее законодательство не наделило достаточными источниками доходов местные бюджеты, в частности, до сих пор большинство налоговых платежей поступает напрямую в федеральный бюджет, тогда как регионы, не имея собственных источников доходов, попадают в зависимость от единовременных государственных отчислений).
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Таким образом, вышеперечисленные проблемы свидетельствую о неэффективности существующей модели взаимодействия федерального центра с регионами, необходимости дальнейшего его совершенствования и развития.
В качестве возможных путей решения выявленных проблем можно предложить следующее:
1.Качественно обновить состав региональной политической элиты Забайкальского края. В частности, существующая политическая элита должна соответствовать требованиям времени, быть квалифицированной и способной к реализации модернизационных решений;
2.Необходимо предоставить большую самостоятельность регионам в принятии экономических, хозяйственных и управленческих решений (например, предоставление возможности выборности местных властей, в частности, Губернатора Забайкальского края);
3.Разработка комплексной программы по развитию региона с учетом его геополитического положения и специализации (развитие региона с учетом его геополитических и исторических особенностей, эффективное использование его геополитического расположения — например, создание в Забайкальском крае свободной экономической зоны).
В заключение, необходимо отметить, что региональнаяполитикаявляется одним из важнейших направлений внутреннейполитикигосударства, наряду с экономическойполитикой,социальнойполитикой, национальнойполитикой. В связи с этим, особенно важным представляется выработать эффективную модель взаимодействия центра с регионами. Действительно, только при условии уверенного развития регионов, укрепления в них принципов эффективного политического и экономического развития, возможно становление полноценного социального государства в стране.
Список литературы:
1.Баранов Н. А., Пикалов Г. А. Теория политики: Курс лекций. М.: НОМОС, 2007. — 237 с.
2.Введенский В. И., Штульберг Б., Региональная политика в постсоветский период // Полис. 2004. № 3. С. 23—29.
3.Гладкий Ю. А., Чистобаев А. В. Региональная политика. М.: Публицистъ, 2008. — 162 с.
4.Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2008. — 198 с.
5.Шутов А. Ю. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия // Полис. 2008. № 6. С. 14—19.