Палата представителей США приняла законопроект о частичном финансировании правительства

ВАШИНГТОН, 7 мар – ПРАЙМ. Большинство членов палаты представителей США приняло законопроект о частичном финансировании правительства страны на...

«Особенности выборов 2012 году в мире»

Почему череда выборов в ведущих мировых державах оказалась столь непредсказуемой? Ответ дает повестка дня всех нынешних избирательных кампаний:...

«Правовые акты международных организаций по противодействию коррупции»

При этом тесная связь между коррупцией и другими факторами преступности, в частности и с экономической преступностью, включая отмывание...

WSJ: интервью Путина Такеру Карлсону может быть опубликовано уже 8 февраля

Ранее Алекс Джонс рассказал, что интервью уже записано, длится два часа и выйдет «уже очень скоро»: «Такер не...

На парламентских выборах в Пакистане лидирует партия Имрана Хана

Выборы происходят в чрезвычайной ситуации, а победа сторонников Хана может еще больше дестабилизировать обстановку в стране Фото: Yasir...

«Перспективы исследований коллективной памяти для формирования российской идентичности»

Однако, 5 февраля 2011 г. в речи на 47-й международной конференции по безопасности в Мюнхене он углубил постановку вопроса,...

«Имидж главы государства как важнейшая характеристика внешнеполитического имиджа России»

Нас все чаще интересуют вопросы внешней политики, социальной политики, экономики нашей страны, а значит, мы задумываемся, собственно, об...

Песков: Москва не будет закрывать глаза на разговоры о возможных атаках на РФ

СИРИУС, 6 мар — ПРАЙМ. Россия не хочет ничего взрывать, но не будет на закрывать глаза на разговоры...

«Политическая власть, созданная В.В. Путиным»

Конституционно провозглашенное разделение политической власти в Российской Федерации составляет нормативно-правовую основу государства, а главой государства является Президент Российской...

«Ретроспективный взгляд на советский механизм политической социализации»

Признание Советского Союза тоталитарным обществом в свое время расценивалось как идеологическая диверсия западной пропа­ганды против СССР. Однако в...

Фукуяма: общественные институты США переживают серьезный кризис

МОСКВА, 2 мар – ПРАЙМ. Из-за невозможности адаптироваться к стремительно меняющимся мировым условиям общественные институты США столкнулись с...

«Трансформация внешнеэкономической политики России в условиях геополитической напряженности»

Ключевые слова: внешнеэкономическая политика, внешнеторговый оборот, санкции, эмбарго, евразийская интеграция, Всемирная торговая организация. Проведение активной и сбалансированной внешнеэкономический...

«Исламский фактор в современной мировой политике»

Ключевые слова: идеологический фактор; исламизм; исламский мир; мировая политика; мусульмане; умма; экономический фактор. На протяжении последних десятилетий мы...

Hrot: более жесткие антироссийские санкции ударят по самому ЕС

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Евробюрократы понимают, что может нанести России действительно мощный удар. Но вводить такие ограничения...

Глава МИД Юсуф Туггар: Нигерия намерена вступить в БРИКС

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Нигерия намерена подать заявление на вступление в БРИКС после проведения необходимых мероприятий внутри...

Песков уверен, что в США будут внимательно изучать интервью Путина Карлсону

По его словам, в США интервью вызвало высокий интерес, хотя ряд СМИ не хотят его публиковать Дмитрий Песков...

«Новые представления о детерминантах развития общества»

Согласно типологической модели личности, описанной выдающимся швейцарским психиатром и психоаналитиком К.Г. Юнгом, психологическая структура личности человека основана на четырёх...

«Естественное право и двойные стандарты: краткая история одного противоречия»

Однако истоки нынешнего, преимущественно негативного общественного отношения к соответствующему феномену скрыты в гораздо более далеких временах, а именно...

«Внешнеполитическая стратегия США после окончания холодной войны»

Пиком обострения отношений между сверхдержавами стал Карибский кризис 1962 г. Тогда мир был на грани ядерной войны. В...

«Проблемы отношений Южной Кореи со странами центральной Азии на постсоветском пространстве»

В свою очередь, странам Центральной Азии (ЦА) Сеул нужен в качестве нового партнёра в экономическом развитии, поскольку значительное...

«Региональная политика в субъекте российской федерации (на примере забайкальского края): основные особенности и перспективы развития в условиях формирования социального государства»

При этом необходимо отметить, что данный процесс в регионах протекает неод­нозначно. В частности, на пути построения грамотного и эффектив­ного управления в субъектах РФ имеется множество препятствий, главными из которых являются отсутствие достаточной материальной базы для проведения преобразований, несовершенство законода­тельства в сфере регионального развития, а также неподготовленность региональной политической элиты к проведению реформ.

В связи с изложенным, целью исследования является региональ­ная политика как совокупность социальных, экономических и полити­ческих методов реализации государственной власти в субъекте Рос­сийской Федерации.

Указанная цель определяет следующие задачи:

1.Изучить понятие и сущность региональной политики.

2.Рассмотреть основные проблемы и перспективы повышения эффективности региональной политики в Забайкальском крае.

Исходя из поставленных вопросов, необходимо отметить, что под понятием «региональная политика»обычно понимается государственнаярегиональная политика (деятельность общенацио­нальных властных структур — например, деятельность органов испол­нительной власти по реализации государственных полномочий в ре­гионе). При таком подходе региональная политика  понимается в узком смысле, а именно как государственное управление.

В свою очередь, более широкое понимание  региональной поли­тики,определяется вектором ее направленности. Векторрегиональной политикивсегда направлен от центра к регионам, а содержание связа­но с управлением, осуществляемым по вертикали. Таким образом, в широком пониманиирегиональная политикапредставляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своихрегиональныхсостав­ляющих. Например, развитие региона в целом, формирование его эко­номической и политической инфраструктуры, налаживание контактов с соседними регионами. При таком подходе государственная регио­нальная политика— это совокупность способов и методов реализации государственной политики в регионе [1, с. 93].

При этом важно отметить, что по своему содержанию ре­гио­нальнаяполитиканеизбежно пересекается с другими направле­ниями внутреннейполитики.Например, регулирование вопросов экономи­ческого развития регионов сближает ее с экономическойполи­тикой, управление миграционными процессами — с демографическойполитикой.

В целом, региональная политика выполняет следующие функции:

1.Сохранение территориально-политической системы. Указан­ная функция подразумевает сохранение территориальной целостности государства, в частности, определение регионов, представляющих со­бой зоны геополитического риска (пограничные, спорные территории), и поиск способов их удержания.

2.Осуществление централизованного контроля за регионами и одновременно поддержание баланса полномочий, ресурсной базы центральных и региональных властей.

3.Сглаживание межрегиональных различий, в частности, под­держание равных возможностей для развития регионов и предупреж­дение возможных конфликтов между ними [2, с. 24].

Проанализировав указанные функции, можно с полной уверен­ностью утверждать о том, что все вышеперечисленные мероприятия по реализации региональной политики в своей совокупности служат единой цели — формированию эффективной политической системы управления государством, в которой каждый регион имеет равные возможности для развития и функционирует в рамках общей концеп­ции укрепления государства в целом.

В этой связи особого внимания заслуживает модель взаимодейст­вия федерального центра с регионами. Действительно, обладая сово­купностью разнообразнейших (от экономических до административ­ных) методов воздействия на регионы, региональная политика являет­ся необходимым условием поддержания целостности и единоначалия в федеративном государстве.

В частности, одним из наиболее широко применяемых подходов к установлению устойчивой связи между центром и регионами является экономический подход. Так, посредством принятия соот­ветствующих экономических решений, федеральный центр может эффективно регулировать действия как в отношении определенного региона, так и всей страны в целом.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Вместе с тем, наряду с экономическими решениями, федераль­ный центр может принимать решения и по другим направлениям, таким как [3, с. 62]:

1.управленческие аспекты региональной политики: создание и развитие властных органов в центре и на местах (например, функ­ционирование в Забайкальском крае территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти);

2.административно-территориальные аспекты: изменение административно-территориального деления страны посредством укрупнения или дробления регионов (например, создание Забай­кальского края посредством объединения Читинской области и Агинс­кого Бурятского автономного округа);

3.демографические аспекты: управление миграционными про­цессами, поддержание численности населения в приграничных регио­нах (например, реализация федеральных программ «Молодая семья» в Забайкальском крае);

4.внешнеполитические аспекты: воздействие на характер и направленность внешних связей регионов (например, необходимость согласования проведения международных встреч, ярмарок напрямую с федеральным центром).

Таким образом, региональную политику следует понимать как систему действий общегосударственного центра, направленных на регулирование политических отношений с регионами и решение существующих проблем на межрегиональном уровне [4, с. 112].

В связи с изложенным, ключевой задачей региональной политики является создание эффективной модели взаимодействия центра с регионами, при которой каждый регион вне зависимости от его отдаленности от центра может рассчитывать на равные возможности для развития. Особенно важным, в данном случае, представляется поддержка «проблемных» регионов, находящихся в сложном социальном, экономическом и геополитическом положениях.

На сегодняшний день одним из таких регионов является Забай­кальский край. В частности, по результатам прошедшего года уровень жизни населения в Забайкальском крае составил значительно ниже средне­российского. Доля населения с доходами ниже прожиточ­ного минимума составила более 30 %. Значителен и показатель выез­жающих из региона. Вместе с тем, Забайкальский край является погра­ничным регионом, имеет важное геополитическое и экономическое значение (в советские годы в регионе добывались значительные объемы полезных ископаемых, быстрыми темпами развивалось племенное животноводство).

Причины сложившейся ситуации, прежде всего, связаны с неэффективностью региональной политики как непосредственно на местах, так и в рамках государства в целом.

В целом, можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие эффективному политическому и экономическому развитию региона:

1.Отсутствие инициативной региональной политической элиты, способной на внедрение модернизационных решений. В част­ности, существующая на сегодняшний день региональная политичес­кая элита крайне неохотно берется за проведение реформ, не осознает их значе­ния, боится проявить инициативу. Фактически все значитель­ные преобра­зования в регионе происходят исключительно по указа­нию «сверху».

2.Отсутствие достоверной информации о сложившейся в регионе экономической, социальной и политической ситуации. В част­ности, федеральный центр не осознает всей угрозы снижения числен­ности населения в пограничном регионе, не уделяет достаточного внимания проблемам отдаленных регионов.

3.Неверная оценка экономических и политических факторов, способствующих развитию региона (так при проведении программ по развитию региона не учтены такие факторы, как геополитическое положение региона, специализация региона, не приняты в расчет возможные выгоды, которые можно извлечь из геополитического положения региона);

4.Слабая ресурсная база региона (действующее законода­тельство не наделило достаточными источниками доходов местные бюджеты, в частности, до сих пор большинство налоговых платежей поступает напрямую в федеральный бюджет, тогда как регионы, не имея собственных источников доходов, попадают в зависимость от единовременных государственных отчислений).

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, вышеперечисленные проблемы свидетельствую о неэффективности существующей модели взаимодействия федераль­ного центра с регионами, необходимости дальнейшего его совер­шенствования и развития.

В качестве возможных путей решения выявленных проблем можно предложить следующее:

1.Качественно обновить состав региональной политической элиты Забайкальского края. В частности, существующая политическая элита должна соответствовать требованиям времени, быть квалифици­рованной и способной к реализации модернизационных решений;

2.Необходимо предоставить большую самостоятельность ре­гионам в принятии экономических, хозяйственных и управленческих решений (например, предоставление возможности выборности мест­ных властей, в частности, Губернатора Забайкальского края);

3.Разработка комплексной программы по развитию региона с учетом его геополитического положения и специализации (развитие ре­гиона с учетом его геополитических и исторических особенностей, эффек­тивное использование его геополитического расположения — например, создание в Забайкальском крае свободной экономической зоны).

В заключение, необходимо отметить, что региональнаяполитикаявляется одним из важнейших направлений внутреннейполитикигосударства, наряду с экономическойполитикой,социальнойполити­кой, национальнойполитикой. В связи с этим, особенно важным представляется выработать эффективную модель взаимодействия центра с регионами. Действительно, только при условии уверенного развития регионов, укрепления в них принципов эффективного политического и экономического развития, возможно становление полноценного социального государства в стране.

Список литературы:

1.Баранов Н. А., Пикалов Г. А. Теория политики: Курс лекций. М.: НОМОС, 2007. — 237 с.

2.Введенский В. И., Штульберг Б., Региональная политика в постсоветский период // Полис. 2004. № 3. С. 23—29.

3.Гладкий Ю. А., Чистобаев А. В. Региональная политика. М.: Публицистъ, 2008. — 162 с.

4.Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2008. — 198 с.

5.Шутов А. Ю. Региональные элиты в постсовет­ской России: особенности политического участия // Полис. 2008. № 6. С. 14—19.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest