«Перспективы мультикультурной политики в контексте культурных противоречий в eвропейском союзе»

ABSTRACT The article reveals the specificity of multicultural policy in the European Union. The author pays particular attention...

«Роль ОДКБ во внешнеполитической стратегии РФ»

Ключевые слова: ОДКБ, терроризм, безопасность. Российская Федерация сейчас переживает не лучшие времена как во внутренней, так и во...

«Коррупция в России: борьба или имитация?»

По данным международной некоммерческой неправительственной организации “Transparency International”, занимающейся изучением коррупции и борьбе с ней, Россия в 2012...

«Исламский фактор в современной мировой политике»

Ключевые слова: идеологический фактор; исламизм; исламский мир; мировая политика; мусульмане; умма; экономический фактор. На протяжении последних десятилетий мы...

«Политические аспекты международного сотрудничества России в сфере мировой энергетики»

Заметная роль нашей страны в решении многих вопросов глобального характера и региональных конфликтов, благодаря постоянному членству в Совете...

«Национальная безопасность в Индии (теоретические аспекты)»

ABSTRACT The work is devoted to the theoretical aspects of such an important issue for each state —...

«Капитализм XXI века: от либеральной демократии к узурпации власти олигархией»

ABSTRACT The article covers the problem of rebirth in the XXI century liberal democracy in usurpation of authority...

Новым главнокомандующим ВСУ назначен Александр Сырский

Президент Владимир Зеленский предложил экс-главкому Валерию Залужному остаться в команде. Ранее тот публично критиковал политическое руководство Украины. Сырский...

«Беспрецедентен ли вызов современного терроризма?»

Особое место в подобных рассуждениях занимают события 11 сентября 2001 г. — массированная атака на «единственную сверхдержаву мира». Многие увидели...

«Проблема отношений Север-Юг»

Возможно, в этом и заключается нынешняя беспомощность стран Юга, которым нужна поддержка, сильная управляющая рука. Но в то...

«Психологические и политические аспекты гибрис-синдрома»

Одной из задач исследования является рассмотрение психологических параметров гибрис-синдрома, их возможных политических последствий и способов профилактики. ABSTRACT The...

«Влияние геополитических интересов ЕС, США и России на процесс реализации внешней политики Украины»

Во-первых в ее внутренней политике сформирована такая ситуация, которая делает невозможным сворачивание экономических и политических реформ и процесса...

«Эволюция этнического радикализма на северном Кавказе (90-е годы ХХ века)»

Если же управленческие структуры – в результате неточной оценки ситуации осложняют существующие системы межэтнического общежития социально-политических, этнических, правовых,...

«Анархизм как альтернатива существующему строю»

Анархизм как реальную политическую идеологию современные граждане никогда не рассматривают. В настоящее время, когда террор власти достигает своего...

Hrot: более жесткие антироссийские санкции ударят по самому ЕС

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Евробюрократы понимают, что может нанести России действительно мощный удар. Но вводить такие ограничения...

«Политический процесс как объект исследования: сравнительный анализ методологий»

В таком ракурсе политический процесс — совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, которая обеспечивает существование политической системы общества:...

«Политические коммуникации как средство повышения уровня информированности населения о партийных проектах»

Результаты авторского исследования показывают, что в настоя­щее время сложилась серьезная проблема: о реализации проектов пар­тии «Единая Россия» известно...

«Планы СССР, США, Великобритании и Франции относительно будущего развития государственного управления в германии»

Первая послевоенная пятилетка стала переходным периодом, то есть периодом восстановления немецкой государственности, управления и устройства. Данный период был...

«Украинская национальная идея: проблема определения понятия, принципы и направления»

Государственное самоосуществление — ключевая идея не только для украинцев, но и для всех людей, которые сегодня проживают в...

«К проблеме обеспечения трудовых прав женщин в российском законодательстве»

В условиях глобализации все больше и больше женщин выходят на рынок труда. Вместо того, чтобы ощутить на себе...

«Современные вызовы устойчивости федеративных государств»

Рассматривая исторический опыт стран с федеративной формой государственного устройства, надо, прежде всего, обратиться к определению понятия «федерация». Согласно У. Райкеру, федеративным является государство, имеющее два уровня управления одной и той же территорией и одним и тем же населением, где каждому из названных уровней управления гарантирована автономия, по крайней мере, в одной сфере деятельности [12, p. 11]. Член федерации является автономным носителем законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своей территории.

По данным ООН в современном мире насчитывается 201 государство. Десятую часть этих государств составляют (более двадцати) федерации, в которых проживает около трети населения Земли. Они расположены на различных континентах — в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия и др.), Азии (Индия, Малайзия, Пакистан и т. д.), Америке (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), Африке (Нигерия и т. д.), Австралии.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США —50, Австралийского Союза — 6, Канады — 10, Австрии —9, Бельгии —3, ФРГ —15, Швейцарии —26, Аргентины —22, Бразилии —26, Венесуэлы — 20, Мексики —31, Индии —25, Пакистана —7, Малайзии —13, Нигерии —21. Больше всего субъектов в Российской Федерации —89 [5, с. 38].

Любая федерация имеет черты унитаризма. И наоборот, унитарное государство может являться носителем элементов федерализма. Де-факто своего рода федерациями —в понимании того, что какая-то часть государства обладает автономией и иной мерой суверенитета, —можно назвать Великобританию, Испанию, Италию. По мнению известного американского политолога Элейзера, существует несколько типов федерализма или типов государства, близких федеративному. Наряду с федерацией (federation) и конфедерацией (confederation), он выделил также федератизм (federacy). К данной категории государственных образований Элейзер относит так называемые унии (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), лиги (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), регионализацию (Италия), самоуправление (Япония) [6, с. 106—107].

Существуют разные типологии федераций. Есть такие, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается этнический фактор, так называемый смешанный тип федерации (Россия, Канада, Швейцария, Пакистан, дэ-факто Испания, Великобритания). Есть федерации, созданные по языковому признаку (Индия, Бельгия), и те, что сложились просто в ходе своего развития (США, Германия, Австралия).

Своего рода «первой федерацией» была Римская империя. С IV в. н. э. римские императоры стали заключать договоры с вождями племен варваров, по которым последние объявлялись союзниками империи и получали места для поселения, продовольствие, снаряжение и регулярную плату [2, с. 760, 764, 770]. В результате такой политики на границах Римской империи образовались союзные племена франков, алеманов, бургундов, вандалов, готов и др. Об этом писал русский правовед А. Ященко: «еще древняя римская держава… в своем внутреннем строении покоилась на федеративных началах» [7, с. 400]. Но, как известно, эта «федерация» с варварами и погубила Римскую империю, ибо они способствовали ее падению, разделили былое могущество Рима и создали свои государства на ее территории. Это первый пример неустойчивости федераций.

Федерация таит в себе массу опасностей. Результатом безграничной самостоятельности регионов может стать сепаратизм (стремление к выходу из состава одного государства и образование своего независимого). Так как в федерации у регионов имеются региональные системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также свои конституции со всеми вытекающими последствиями. Можно выделить следующие виды сепаратизма в федеративном государстве: этнический или национальный, конфессиональный, и новое явление в современном мире —экономический сепаратизм. Это вызвано, прежде всего, тем, что федеративные государства часто имеют полиэтничный состав населения, обширную территорию, с неравномерно распределенными ресурсами. Так, некоторые субъекты, в финансовом плане более состоятельные и благополучные, не видят смысла передавать свои средства в федеральную казну для перераспределения на все субъекты, входящие в федерацию. Приведем конкретные примеры разных видов сепаратизма в федеративных государствах.

Рассмотрим положение дел в Российской Федерации. До октября 1917 г. Россия представляла собой унитарное государство, за исключением Польской и Финской автономий в составе Российской империи, которые при первой же возможности обрели независимость. В советский период страну преобразовали в федерацию по национально-территориальному принципу. Наиболее ярко сепаратистские настроения выражены на Кавказе и Поволжье. Можно вспомнить начало 1990-х годов, когда эти очаги подавлялись вплоть до применения военной силы. Кавказ —болевая точка не только России, но и всего мира. Написано об этом так много, что нет смысла заострять внимание на данном вопросе. Ясно, что события на Кавказе, которые вылились в военные конфликты 1990-х, тесно связанны с Кавказской войной XIX в.

Ряд шагов для обретении независимости предпринял и Татарстан: в октябре 1991 г. был принят акт о государственной независимости; в марте 1992 г. прошел референдум о статусе республики, на котором большая часть населения высказалась за независимость [4]; в ноябре 1992 г. была принята Конституция Республики Татарстан, объявляющая ее суверенным государством [1]; в декабре 1993 в Татарстане был объявлен бойкот всероссийского голосования по проекту новой Конституции России. Однако большая часть жителей (74,84 %) высказалась за принятие Конституции РФ, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации [3]. Татарский сепаратизм 1990-х и 2000-х основывался, в том числе, и на исторической памяти, обвинении русских в осаде Казани в 1552 г. и насильственном введении Казанского ханства в состав России.

Теперь стоит коснуться Северной Америки, а именно с Канады и США. Один из нестабильных регионов Канады — это Квебек. Первый по площади (15,4 %) и второй по численности населения (23,1 %), он дает 19 % ВВП всей Канады. Эта провинция достаточно развита в экономическом отношении. Так, по данным 2008 года, ВВП на душу населения Квебека составил 32’051 $. По этому показателю он опередил Испанию и Италию. Квебек выделяется еще и тем, что является преимущественно франкоговорящим, в отличие от прочих провинций Канады, которые преимущественно англоязычные. Закрепленный в конституции Канады статус Квебека дает ему возможность принимать во многих сферах собственные законы. Референдумы об отделении проходили в этой провинции в 1980 и 1995 годах. Они не привели к отделению от Канады, но позволили добиться значительной автономии. На референдуме 1995 года результаты были почти равны, и небольшой перевес оказался на стороне тех, кто был против отделения. Против —50,58 %, за —49,42 %. На предыдущем референдуме разрыв был значительнее больше, около 10 %. Теперь видно, что тенденция к отделению там велика. На недавних региональных парламентских выборах в Квебеке одержала победу сепаратистская партия. Одним из ее предвыборных обещаний было проведение нового референдума о независимости Квебека. Причины, которые сейчас дают о себе знать, лежат в истории освоения территории Канады, а именно —в разделении ее колонизации на французскую и английскую.

Прежде чем начать говорить о США, стоит вспомнить еще об одном примере сепаратизма, имевшем место в XIXвеке. Это гражданская война, которая началась после выхода (сецессии) 13 рабовладельческих южных штатов и образования Конфедеративных Штатов Америки. До сих пор южные штаты являются возможным очагом сепаратизма. Речь идет о так называемой Республике Новая Африка, идея создания которой появилась в 1960-х годах. Не менее опасными регионами могут служить территории, раннее входившие в вице-королевство Новая Испания. К ним можно отнести штаты, пограничные с Мексикой (Калифорния, Аризона, Нью-Мексико, Техас). Отличие этого региона в том, что до войны 1848 года он почти три столетия входил в состав испанских колоний, а затем Мексики, и до сих пор сохраняет с ними важные социально-культурные связи (распространение испанского языка, латиноамериканская кулинария и др.). Иногда этот регион называют «американским Квебеком», и можно понять, почему.

Так, по мнению сепаратистов, Республика Техас была незаконно аннексирована США в 1845 году [10, p. 267] и сейчас находится под их оккупацией. Аляска также является штатом, в котором развит сепаратизм. Там существует партия независимости Аляски, выступающая за выход штата из состава США и за создание собственного государства. В 1990 г. представитель этой партии победил на губернаторских выборах. В 2004 г. партия выдвинула своего кандидата на президентские выборы. В США есть и латентные очаги сепаратизма, но они уже не такие значительные.

По уровню экономического развития, численности населения, размерам территорий многие штаты США без преувеличения представляют собой полноценные унитарные государства. В начале 90-х гг. бюджет только одной Калифорнии в четыре раза превосходил бюджет Филиппин. Впечатляет рост самостоятельной международной активности американских штатов. В 1970 г. только 4 штата имели агентства за рубежом. В 1985 г. уже 29 штатов. В настоящее время это уже 42 штата [11, p. 7, 19].

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Теперь рассмотрим сепаратизм в федерациях Европы. Начнем с Бельгии, состоящей из субъектов Фландрия, Валлония и столичного региона. Во Фландрии преобладает нидерландский язык, а в Валлонии —французский. В 1988—89 гг. была пересмотрена конституция, в результате чего регионы получили важные законодательные полномочия, а также финансовую автономию. Бельгия стала федеративным государством [9, p. 111].Регионы получают в свое распоряжение около 45 % национального бюджета [8, p. 34].Фламандцы уже не раз протестовали против того, что им приходится «кормить» франкоязычное население (Валлонию). Причины этого также можно найти в истории, так как раньше Бельгия и Нидерланды составляли единое государство, а Франция во все времена считала Бельгию зоной своих интересов. Даже если Бельгия в будущем распадется на две части, то там, скорее всего, будут сильны тенденции ирредентизма по языковому принципу. Валлония может присоединиться к Франции, а Фландрия остаться суверенной или же присоединиться к Нидерландам.

В дэ-факто федеративных государствах —Великобритании и Испании —тоже сильны сепаратистские настроения. В Соединенном Королевстве Шотландия является наиболее автономной частью страны (с собственным парламентом, правовой системой и др.). Ее парламент был упразднен в 1707 г. в момент объединения Англии и Шотландии, но восстановлен в 1999 году.

В Шотландии также существует Национальная партия, которая настроена сепаратистски. В 2007 г. она выиграла выборы в шотландский парламент. Ее лидер заявил, что будет добиваться проведения референдума о независимости Шотландии в 2014 г. Опросы, проведённые в 2008 г. в Англии показали, что большинство англичан не против отделения Шотландии. В 1961 г. создана неправительственная организация Кельтская лига, в которую вошли 6 кельтских наций. Ее политическая цель заключается в стремлении к созданию суверенных государств для каждой из 6-ти наций. На сегодняшний день лишь Ирландия является независимой. Но Лига нацелена на отделение всех частей Соединенного Королевства, и если ей удастся притворить свои планы в жизнь, то от Королевства может остаться только сама Англия.

В Испании к сепаратистским регионам можно отнести Каталонию, Страну Басков. Согласно действующей Конституции 1978 г., Испания — это государство, состоящее из 17-ти автономных образований. При этом некоторые регионы имеют большую автономию, чем другие (Андалусия, Страна Басков, Галисия, Каталония и Наварра). Как и в федеративном государстве, регионы имеют законодательную и исполнительную власть (при сохранении единой судебной системы). Баски уже сами по себе являются культурным феноменом, как по генетическому, так и по языковому признаку. В 1959 г. была организованна террористическая организация ЭТА, ставящая своей целью добиться для Страны Басков независимости. В основе Каталонского сепаратизма лежит не культурный фактор, который, как и в случае с басками, играет важную роль, а, по большей части, фактор экономический. Первый раз Каталония пыталась отделиться еще в 1871 г., но после переговоров с правительством осталась в составе государства. Каталония является наиболее экономически развитым регионом Испании и в свою очередь не желает распределять свои финансы на все регионы страны. В сентябре 2012 г. там прошла массовая манифестация с участием 1,5 миллионов человек под лозунгом: «Каталония — новое государство Европы». Совсем недавно, в конце ноября текущего 2012 года в Каталонии на выборах в парламент победу одержала сепаратистская партия. Левая республиканская партия Каталонии (ERC) удвоила свое присутствие в парламенте, в сумме сепаратисты набрали большинство голосов.

В статье представлена лишь небольшая часть наиболее «горячих» очагов сепаратизма в федерациях, но на самом деле их значительно больше.

Региональные проблемы, в значительной степени унаследованные от предыдущих эпох, настолько обострились, что в настоящее время серьезно угрожают существованию целостности государств. В ближайшие 30 лет на карте мира могут появиться новые государства, которые, в основном, выделятся из федераций. История накладывает отпечаток на современность, и это необходимо учитывать при планировании будущего и рассмотрении настоящего. В свете поставленной проблемы, задача современной науки заключается в поиске такой формы государственного устройства, которая не питала бы стремления регионов к государственной независимости.

Списоклитературы:

Закон Республики Татарстан № 1665-XIIот 6-го ноября 1992 г.;

История Древнего мира. Древний Рим / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. —Минск, 2007. —С. 860;

Протокол Окружной комиссии по Татарстанскому избирательному округу 16 «Результаты всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. в Республике Татарстан»;

Протокол Центральной комиссии референдума Республики Татарстан от 25-го марта 1993 г. «Результаты референдума Республики Татарстан»;

Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. —1997. —№ 1. C. 38—45;

Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. —1995. —№ 5. С. 106 —115;

Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. —Юрьев: Типография К. Маттисена, 1912. —C. 841.

Alen A., Ergec R. Het federale Belgie na de vierde Staatshervorming van 1993. — Brussel, 1994 —P. 237;

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Delperee P. Le nouvel Etat belge // Pouvoirs, 1990. —№ 54,—P. 107—111;

Fehrenbach T.R. Lone Star: A History of Texas and Texans. —Cambridge, 2000. —P. 386;

National Association of State development Agencies. 1990 State Export Program Database. — Wash., D.C., 1990 — P. 7—13;

Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. —Boston: Little, Brown, 1964. —P. 572;

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest