«Современные вызовы устойчивости федеративных государств»
Рассматривая исторический опыт стран с федеративной формой государственного устройства, надо, прежде всего, обратиться к определению понятия «федерация». Согласно У. Райкеру, федеративным является государство, имеющее два уровня управления одной и той же территорией и одним и тем же населением, где каждому из названных уровней управления гарантирована автономия, по крайней мере, в одной сфере деятельности [12, p. 11]. Член федерации является автономным носителем законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своей территории.
По данным ООН в современном мире насчитывается 201 государство. Десятую часть этих государств составляют (более двадцати) федерации, в которых проживает около трети населения Земли. Они расположены на различных континентах — в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия и др.), Азии (Индия, Малайзия, Пакистан и т. д.), Америке (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), Африке (Нигерия и т. д.), Австралии.
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США —50, Австралийского Союза — 6, Канады — 10, Австрии —9, Бельгии —3, ФРГ —15, Швейцарии —26, Аргентины —22, Бразилии —26, Венесуэлы — 20, Мексики —31, Индии —25, Пакистана —7, Малайзии —13, Нигерии —21. Больше всего субъектов в Российской Федерации —89 [5, с. 38].
Любая федерация имеет черты унитаризма. И наоборот, унитарное государство может являться носителем элементов федерализма. Де-факто своего рода федерациями —в понимании того, что какая-то часть государства обладает автономией и иной мерой суверенитета, —можно назвать Великобританию, Испанию, Италию. По мнению известного американского политолога Элейзера, существует несколько типов федерализма или типов государства, близких федеративному. Наряду с федерацией (federation) и конфедерацией (confederation), он выделил также федератизм (federacy). К данной категории государственных образований Элейзер относит так называемые унии (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), лиги (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), регионализацию (Италия), самоуправление (Япония) [6, с. 106—107].
Существуют разные типологии федераций. Есть такие, в которых при доминировании территориального признака в федеративном устройстве учитывается этнический фактор, так называемый смешанный тип федерации (Россия, Канада, Швейцария, Пакистан, дэ-факто Испания, Великобритания). Есть федерации, созданные по языковому признаку (Индия, Бельгия), и те, что сложились просто в ходе своего развития (США, Германия, Австралия).
Своего рода «первой федерацией» была Римская империя. С IV в. н. э. римские императоры стали заключать договоры с вождями племен варваров, по которым последние объявлялись союзниками империи и получали места для поселения, продовольствие, снаряжение и регулярную плату [2, с. 760, 764, 770]. В результате такой политики на границах Римской империи образовались союзные племена франков, алеманов, бургундов, вандалов, готов и др. Об этом писал русский правовед А. Ященко: «еще древняя римская держава… в своем внутреннем строении покоилась на федеративных началах» [7, с. 400]. Но, как известно, эта «федерация» с варварами и погубила Римскую империю, ибо они способствовали ее падению, разделили былое могущество Рима и создали свои государства на ее территории. Это первый пример неустойчивости федераций.
Федерация таит в себе массу опасностей. Результатом безграничной самостоятельности регионов может стать сепаратизм (стремление к выходу из состава одного государства и образование своего независимого). Так как в федерации у регионов имеются региональные системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также свои конституции со всеми вытекающими последствиями. Можно выделить следующие виды сепаратизма в федеративном государстве: этнический или национальный, конфессиональный, и новое явление в современном мире —экономический сепаратизм. Это вызвано, прежде всего, тем, что федеративные государства часто имеют полиэтничный состав населения, обширную территорию, с неравномерно распределенными ресурсами. Так, некоторые субъекты, в финансовом плане более состоятельные и благополучные, не видят смысла передавать свои средства в федеральную казну для перераспределения на все субъекты, входящие в федерацию. Приведем конкретные примеры разных видов сепаратизма в федеративных государствах.
Рассмотрим положение дел в Российской Федерации. До октября 1917 г. Россия представляла собой унитарное государство, за исключением Польской и Финской автономий в составе Российской империи, которые при первой же возможности обрели независимость. В советский период страну преобразовали в федерацию по национально-территориальному принципу. Наиболее ярко сепаратистские настроения выражены на Кавказе и Поволжье. Можно вспомнить начало 1990-х годов, когда эти очаги подавлялись вплоть до применения военной силы. Кавказ —болевая точка не только России, но и всего мира. Написано об этом так много, что нет смысла заострять внимание на данном вопросе. Ясно, что события на Кавказе, которые вылились в военные конфликты 1990-х, тесно связанны с Кавказской войной XIX в.
Ряд шагов для обретении независимости предпринял и Татарстан: в октябре 1991 г. был принят акт о государственной независимости; в марте 1992 г. прошел референдум о статусе республики, на котором большая часть населения высказалась за независимость [4]; в ноябре 1992 г. была принята Конституция Республики Татарстан, объявляющая ее суверенным государством [1]; в декабре 1993 в Татарстане был объявлен бойкот всероссийского голосования по проекту новой Конституции России. Однако большая часть жителей (74,84 %) высказалась за принятие Конституции РФ, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации [3]. Татарский сепаратизм 1990-х и 2000-х основывался, в том числе, и на исторической памяти, обвинении русских в осаде Казани в 1552 г. и насильственном введении Казанского ханства в состав России.
Теперь стоит коснуться Северной Америки, а именно с Канады и США. Один из нестабильных регионов Канады — это Квебек. Первый по площади (15,4 %) и второй по численности населения (23,1 %), он дает 19 % ВВП всей Канады. Эта провинция достаточно развита в экономическом отношении. Так, по данным 2008 года, ВВП на душу населения Квебека составил 32’051 $. По этому показателю он опередил Испанию и Италию. Квебек выделяется еще и тем, что является преимущественно франкоговорящим, в отличие от прочих провинций Канады, которые преимущественно англоязычные. Закрепленный в конституции Канады статус Квебека дает ему возможность принимать во многих сферах собственные законы. Референдумы об отделении проходили в этой провинции в 1980 и 1995 годах. Они не привели к отделению от Канады, но позволили добиться значительной автономии. На референдуме 1995 года результаты были почти равны, и небольшой перевес оказался на стороне тех, кто был против отделения. Против —50,58 %, за —49,42 %. На предыдущем референдуме разрыв был значительнее больше, около 10 %. Теперь видно, что тенденция к отделению там велика. На недавних региональных парламентских выборах в Квебеке одержала победу сепаратистская партия. Одним из ее предвыборных обещаний было проведение нового референдума о независимости Квебека. Причины, которые сейчас дают о себе знать, лежат в истории освоения территории Канады, а именно —в разделении ее колонизации на французскую и английскую.
Прежде чем начать говорить о США, стоит вспомнить еще об одном примере сепаратизма, имевшем место в XIXвеке. Это гражданская война, которая началась после выхода (сецессии) 13 рабовладельческих южных штатов и образования Конфедеративных Штатов Америки. До сих пор южные штаты являются возможным очагом сепаратизма. Речь идет о так называемой Республике Новая Африка, идея создания которой появилась в 1960-х годах. Не менее опасными регионами могут служить территории, раннее входившие в вице-королевство Новая Испания. К ним можно отнести штаты, пограничные с Мексикой (Калифорния, Аризона, Нью-Мексико, Техас). Отличие этого региона в том, что до войны 1848 года он почти три столетия входил в состав испанских колоний, а затем Мексики, и до сих пор сохраняет с ними важные социально-культурные связи (распространение испанского языка, латиноамериканская кулинария и др.). Иногда этот регион называют «американским Квебеком», и можно понять, почему.
Так, по мнению сепаратистов, Республика Техас была незаконно аннексирована США в 1845 году [10, p. 267] и сейчас находится под их оккупацией. Аляска также является штатом, в котором развит сепаратизм. Там существует партия независимости Аляски, выступающая за выход штата из состава США и за создание собственного государства. В 1990 г. представитель этой партии победил на губернаторских выборах. В 2004 г. партия выдвинула своего кандидата на президентские выборы. В США есть и латентные очаги сепаратизма, но они уже не такие значительные.
По уровню экономического развития, численности населения, размерам территорий многие штаты США без преувеличения представляют собой полноценные унитарные государства. В начале 90-х гг. бюджет только одной Калифорнии в четыре раза превосходил бюджет Филиппин. Впечатляет рост самостоятельной международной активности американских штатов. В 1970 г. только 4 штата имели агентства за рубежом. В 1985 г. уже 29 штатов. В настоящее время это уже 42 штата [11, p. 7, 19].
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Теперь рассмотрим сепаратизм в федерациях Европы. Начнем с Бельгии, состоящей из субъектов Фландрия, Валлония и столичного региона. Во Фландрии преобладает нидерландский язык, а в Валлонии —французский. В 1988—89 гг. была пересмотрена конституция, в результате чего регионы получили важные законодательные полномочия, а также финансовую автономию. Бельгия стала федеративным государством [9, p. 111].Регионы получают в свое распоряжение около 45 % национального бюджета [8, p. 34].Фламандцы уже не раз протестовали против того, что им приходится «кормить» франкоязычное население (Валлонию). Причины этого также можно найти в истории, так как раньше Бельгия и Нидерланды составляли единое государство, а Франция во все времена считала Бельгию зоной своих интересов. Даже если Бельгия в будущем распадется на две части, то там, скорее всего, будут сильны тенденции ирредентизма по языковому принципу. Валлония может присоединиться к Франции, а Фландрия остаться суверенной или же присоединиться к Нидерландам.
В дэ-факто федеративных государствах —Великобритании и Испании —тоже сильны сепаратистские настроения. В Соединенном Королевстве Шотландия является наиболее автономной частью страны (с собственным парламентом, правовой системой и др.). Ее парламент был упразднен в 1707 г. в момент объединения Англии и Шотландии, но восстановлен в 1999 году.
В Шотландии также существует Национальная партия, которая настроена сепаратистски. В 2007 г. она выиграла выборы в шотландский парламент. Ее лидер заявил, что будет добиваться проведения референдума о независимости Шотландии в 2014 г. Опросы, проведённые в 2008 г. в Англии показали, что большинство англичан не против отделения Шотландии. В 1961 г. создана неправительственная организация Кельтская лига, в которую вошли 6 кельтских наций. Ее политическая цель заключается в стремлении к созданию суверенных государств для каждой из 6-ти наций. На сегодняшний день лишь Ирландия является независимой. Но Лига нацелена на отделение всех частей Соединенного Королевства, и если ей удастся притворить свои планы в жизнь, то от Королевства может остаться только сама Англия.
В Испании к сепаратистским регионам можно отнести Каталонию, Страну Басков. Согласно действующей Конституции 1978 г., Испания — это государство, состоящее из 17-ти автономных образований. При этом некоторые регионы имеют большую автономию, чем другие (Андалусия, Страна Басков, Галисия, Каталония и Наварра). Как и в федеративном государстве, регионы имеют законодательную и исполнительную власть (при сохранении единой судебной системы). Баски уже сами по себе являются культурным феноменом, как по генетическому, так и по языковому признаку. В 1959 г. была организованна террористическая организация ЭТА, ставящая своей целью добиться для Страны Басков независимости. В основе Каталонского сепаратизма лежит не культурный фактор, который, как и в случае с басками, играет важную роль, а, по большей части, фактор экономический. Первый раз Каталония пыталась отделиться еще в 1871 г., но после переговоров с правительством осталась в составе государства. Каталония является наиболее экономически развитым регионом Испании и в свою очередь не желает распределять свои финансы на все регионы страны. В сентябре 2012 г. там прошла массовая манифестация с участием 1,5 миллионов человек под лозунгом: «Каталония — новое государство Европы». Совсем недавно, в конце ноября текущего 2012 года в Каталонии на выборах в парламент победу одержала сепаратистская партия. Левая республиканская партия Каталонии (ERC) удвоила свое присутствие в парламенте, в сумме сепаратисты набрали большинство голосов.
В статье представлена лишь небольшая часть наиболее «горячих» очагов сепаратизма в федерациях, но на самом деле их значительно больше.
Региональные проблемы, в значительной степени унаследованные от предыдущих эпох, настолько обострились, что в настоящее время серьезно угрожают существованию целостности государств. В ближайшие 30 лет на карте мира могут появиться новые государства, которые, в основном, выделятся из федераций. История накладывает отпечаток на современность, и это необходимо учитывать при планировании будущего и рассмотрении настоящего. В свете поставленной проблемы, задача современной науки заключается в поиске такой формы государственного устройства, которая не питала бы стремления регионов к государственной независимости.
Списоклитературы:
Закон Республики Татарстан № 1665-XIIот 6-го ноября 1992 г.;
История Древнего мира. Древний Рим / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. —Минск, 2007. —С. 860;
Протокол Окружной комиссии по Татарстанскому избирательному округу 16 «Результаты всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. в Республике Татарстан»;
Протокол Центральной комиссии референдума Республики Татарстан от 25-го марта 1993 г. «Результаты референдума Республики Татарстан»;
Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. —1997. —№ 1. C. 38—45;
Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. —1995. —№ 5. С. 106 —115;
Ященко А.С. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. —Юрьев: Типография К. Маттисена, 1912. —C. 841.
Alen A., Ergec R. Het federale Belgie na de vierde Staatshervorming van 1993. — Brussel, 1994 —P. 237;
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Delperee P. Le nouvel Etat belge // Pouvoirs, 1990. —№ 54,—P. 107—111;
Fehrenbach T.R. Lone Star: A History of Texas and Texans. —Cambridge, 2000. —P. 386;
National Association of State development Agencies. 1990 State Export Program Database. — Wash., D.C., 1990 — P. 7—13;
Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. —Boston: Little, Brown, 1964. —P. 572;