«Гражданское общество и его альтернативы в российской политике»

На сцену выходит тезис о «слабости» российского гражданского общества. Разумеется, он справедлив, но односторонен. Недостаточно просто констатировать слабость...

Послание президента Федеральному собранию

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Президент Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Выступление главы государства прошло...

«Сравнительный анализ государственной политики интеграции мигрантов в странах запада и Российской Федерации»

Ключевые слова: иммиграция,интеграция,мультикультурализм. Решение проблемы эффективной реализации миграционной политики, а также разработка действенных концепций интеграции мигрантов в принимающий...

«Эволюция политических интересов Великобритании в отношении институциональной трансформации европейского союза: от « новых» лейбористов к консервативно – либеральной коалиции (1997 — 2011 гг.)»

Грядущий юбилей неизбежно вызовет очередной волнообразный всплеск интереса к европейским делам во всём мире. Положительно, Россия не станет...

«Информация для молодёжи — важнейший аспект концепций молодёжной политики (от советского прошлого к современной России)»

С одной стороны, постоянно констатируется важность и значение данного направления политики, с другой — происходят бесконечные реформы, как в...

«Функции этничности»

ABSTRACT The ethnic factor in modern conditions as determinants of many processes, both at the group and individual...

«Тенденции развития российской государственной стратегии электронного правительства»

Однако, в экспертном сообществе создание в России «электронного государства» вызывает немало острых вопросов, кроме того по мнению О.В. Петрова не...

«Особенности избирательной кампании по выборам депутатов совета городского округа город Уфа первого созыва»

Поэтому неслучайно внимание государства, научного сообщества, широкой общественности к вопросам формирования новой системы местного самоуправления в постсоветской России....

«Психологические и политические аспекты гибрис-синдрома»

Одной из задач исследования является рассмотрение психологических параметров гибрис-синдрома, их возможных политических последствий и способов профилактики. ABSTRACT The...

«Беларусь и Россия: строительства союзного государства»

Но возможность обрете­ния независимости бывшими союзными республиками вызвала массу проблем на всём постсоветском пространстве. Осознавая гибельные последствия произошедшей...

На парламентских выборах в Пакистане лидирует партия Имрана Хана

Выборы происходят в чрезвычайной ситуации, а победа сторонников Хана может еще больше дестабилизировать обстановку в стране Фото: Yasir...

«Ретроспективный взгляд на советский механизм политической социализации»

Признание Советского Союза тоталитарным обществом в свое время расценивалось как идеологическая диверсия западной пропа­ганды против СССР. Однако в...

«Функциональный аспект политических партий»

Партии играют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности...

«Феномен русского национализма в общественно-политическом дискурсе современной России»

Ключевые слова: национализм, идеология, внутренняя политика. Идеи русского национализма начали формироваться на рубеже XVIII и XIX вв., но...

Элла Памфилова предложила разрешить собирать подписи на выборах через «Госуслуги»

Центризбирком по итогам текущей избирательной кампании предложит разрешить собирать подписи на федеральных выборах дистанционно. Такая возможность сейчас есть...

«Развитие принципов свободы совести в «декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений»»

Этот документ стал определенным итогом предыдущей работы в области международного права касательно религиозной свободы и явился компромиссным вариантом...

«Международное сообщество в борьбе с торговлей людьми»

Все великие мировые культуры, включая культуры Месопотамии, Китая, Египта и Индии, принимали рабство, как жизненный факт . Такая практика...

«Феномен империи в контексте политических процессов XXI столетия: возможности и перспективы»

Одновременно произошла эворкация некоторых полузабытых терминов символического порядка. Одно из этих возрождённых понятий – империя, дискуссия о которой...

«Лоббистская деятельность в зарубежных странах: сравнительный анализ особенностей правового регулирования»

США. Американское лоббирование не только самое старое в мире, но и самое передовое. Согласно официальным данным, за период...

Bloomberg: ЕС предложит новые санкции против России из-за Навального

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Брюссель предложит ввести новые антироссийские санкции после смерти Алексея Навального, сообщает агентство Bloomberg...

«Влияние институциональных изменений на общественную стабильность»

В первом случае механизмом принуждения к исполнению правила выступает государственный орган, во втором — все члены группы, для которой установлено данное правило. Общественная стабильность (для целей данной работы) определяет процессы с точки зрения их способности удерживать изменения (колебания) в заданных (заранее известных) границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие [1].

Очевидно, что институты подвержены изменениям, но характер этих изменений различается. Во-первых, формальные институты изменяются строго дискретно, неформальные — инкрементно. Интересным представляется взаимодействие этих двух видов институтов. Здесь существует несколько вариантов развития событий. 1) Первоначально появляются неформальные правила, а потом на их основе возникают формальные. Фактически это означает, что неформальные правила были легализованы и превратились в формальные (формализация). Т. е. в данном случае формальные и неформальные правила не находятся в противоречии, а более того они друг друга дополняют. 2) Создание или изменение в сторону таких формальных институтов, которые находятся в незначительном противоречии с неформальными, при этом будет происходить постепенное изменение последних до тех пор пока напряжение между ними не сократится до приемлемого уровня (т. е. происходит деформализация). Таким образом, в данном случае через изменение формальных институтов можно управлять или даже, вернее сказать, направлять изменения неформальных. 3) При резком изменении (например, революции) или создании таких формальных институтов, которые находятся в крайнем напряжении с неформальными, в зависимости от устойчивости первых возможны два варианта: а) формальные институты и их гаранты обладают достаточной силой и устойчивостью, чтобы поддерживать существование, а неформальные начинают медленно, но верно под них подстраиваться; б) формальные институты слабы (например, в силу высоких трансакционных издержек), поэтому «игроки» игнорируют их и руководствуются неформальными, вскоре происходит коррекция формальных институтов, легализующая неформальные практики. Последний сценарий был характерен для посткоммунистических стран, где произошли резкие изменения формальных правил, в то время как неформальные институты не были готовы к такому резкому демократическому скачку [2, c. 26—28]. В частности демократический транзит в коммунистическиъ странах имел различные исходы: в одних случаях новые формальные институты укоренялись, в других в реальности действовали неформальные институты контроля за электоральными процессами в то время, как формальные демократические институты создавали внешнюю видимость произошедшего транзита. В конечном итоге напряжение между формальными институтами и неформальными правилами может достичь такого уровня, что возникнут иные формальные институты, более соответствующие уже существующим неформальным практикам и отвечающие потребностям и интересам значимых акторов. «В этом случае нелиберальные черты молодой демократии обретают (конституционно-) правовые формы: антиконституционализм становится пусть не легитимным, но легально санкционированным устройством. Дефектные демократии все более движутся в направлении открытой автократии» [4].

Рассмотрев взаимодействие институтов, теперь необходимо перейти к пониманию институциональной среды и ее характеристик. «Институциональная среда — совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений» [2]. Иными словами институциональная среда — это совокупность всех ограничений, в которых находятся «игроки» или совокупность институтов. Институциональная среда имеет две важные характеристики: 1) иерархичность и 2) плотность. Иерархичность предполагает, что институты и правила (чаще всего данная характеристика относится к формальным ограничениям) неравнозначны и между ними существует определенная иерархия [5]. Даглас Норт выделяет три уровня в этой иерархии. Высшее место занимают конституции, промежуточное — законодательные акты, и внизу этой пирамиды — индивидуальные контракты. Конечно, это разделение достаточно условно и общо, и каждое конкретное общество будет отличаться от этой схемы. Но главный смысл иерархии заключается в том, что «изменение каждого уровня иерархии требует больших затрат, чем изменение предыдущего уровня» [5, c. 108]. Помимо этого правила более низкого порядка уточняют нормы правил более высокого порядка [2, c. 31]. В подтверждение вышеописанному можно рассмотреть российское законодательство и его иерархию.

Рисунок 1. Иерарахия формальных правил (правовых документов) в современной России * указано количество документов за период 1994—2008 гг. [3]

Вторая характеристика — плотность институциональной среды. Она показывает, насколько активно регулируется та сфера, в которой индивид осуществляет свою деятельность (эта характеристика опять же в большей степени относится к формальным правилам). Если плотность низкая, то можно говорить об «институциональной недостаточности», выражающейся в нехватке формальных правил и распространении правил неформальных. Такая ситуация имела место быть в 1990-х в России, где государство в это время было «институционально слабым», т. е. присутствовала недостаточность его регулирующей роли. В частности в это время действовало т. н. «указное право», когда с помощью президентских указов предпринимались попытки восполнить пробелы в законодетельной базе. Если рассмотрим гражданское законодательство, то увидим, что первая часть гражданского кодекса вступила в действие в 1995 году, вторая — в 1996 г., третья — в 2002 г. Безусловно, плотность институциональной среды положительно коррелирует с количеством формальных правил, действующих на «игроков». Также от плотности зависит уровень развития общества и его состояние. Общества с высокой плотностью институциональной среды являются более стабильными, их развитие (в т. ч. и институтов этого общества) являются более предсказуемыми. «Таким образом, плотность и стабильность институциональной среды являются ее взаимосвязанными характеристиками — более плотная среда является более стабильной, и наоборот» [3].

Выше мы рассмотрели институциональные факторы, влияющие на общественную стабильность. Таким образом, следует считать стабильным такое общество, в котором формальные и неформальные правила дополняют друг друга, либо существует незначительное напряжение. Другим признаком стабильности в обществе можно назвать изменения в соответствии с иерархией правил. Иными словами, в стабильном обществе изменения происходят сначала в нижней части иерархии, и лишь затем постепенные изменения на более высоком уровне. В то время как революции и другие социальные катаклизмы характеризуются тем, что в них происходит резкая смена правил конституционного порядка. 

Список литературы:

1.Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология. Политическая стабильность. Сущность и показатели политической стабильности. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=1069&chapter=46 (дата обращения 29.03.2013).

2.Аузан А.А. Институциональная экономика. М., 2005. — 415 с.

3.Кирдина С.Г., Рубинштейн А.А., Толмачева И.В. (Институт экономики РАН, г. Москва) База данных LAWSTREAM.RU:количественные оценки институциональных изменений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kirdina.ru/doc/news/25sep11/TERRA-ECONOMIKUS.pdf (дата обращения 29.03.2013).

4.Меркель В., Круассан А., Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II), © Некоммерческое Партнёрство «Редакция журнала ПОЛИС (Политические Исследования)», 2002. — № 2. — с. 20—31

5.Норт Д., Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, М., 1997. — 180 с.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest