«Беларусь и Россия: строительства союзного государства»

Но возможность обрете­ния независимости бывшими союзными республиками вызвала массу проблем на всём постсоветском пространстве. Осознавая гибельные последствия произошедшей...

«Региональная политика Пермского края в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений»

Ключевые слова: государственная национальная политика; гармонизация межнациональных отношений; региональная политика; этнокультурное образование и поддержка традиционного народного творчества; реализация...

НОВИКОМ и АВТОВАЗ заключили соглашение на полях ИННОПРОМа

Дочерний банк Госкорпорации Ростех продолжает системную поддержку развития отечественного автомобилестроения. На полях крупнейшей промышленной выставки России ИННОПРОМ-2024 НОВИКОМ...

Сийярто: в Венгрии рады принять Дональда Трампа в любой должности

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ, Алан Булкаты. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил РИА Новости, что в Венгрии...

«Расизм, расовая и национальная дискриминация, ксенофобия и связанные с ними виды нетерпимости: позиция Украины в ООН»

Проблема обостряется из-за активного противодействия двух больших групп людей: тех, кто дискриминирует, и тех, кто борется с дискриминацией....

Секретарь Совбеза Армении: Ереван хочет вести погранконтроль в аэропорту Звартноц без РФ

ЕРЕВАН, 6 мар – ПРАЙМ. Ереван оповестил Москву о намерении проводить пограничный контроль в ереванском международном аэропорту “Звартноц”...

«Феномен русского национализма в общественно-политическом дискурсе современной России»

Ключевые слова: национализм, идеология, внутренняя политика. Идеи русского национализма начали формироваться на рубеже XVIII и XIX вв., но...

«К проблеме обеспечения трудовых прав женщин в российском законодательстве»

В условиях глобализации все больше и больше женщин выходят на рынок труда. Вместо того, чтобы ощутить на себе...

Песков: слова Литвы о “нейтрализации” Калининграда – повод усилить безопасность

МОСКВА, 28 фев – ПРАЙМ. Калининградская область и ее столица — это российский регион и так будет всегда....

«Особенности молодёжного экстремизма в современной России»

Среди факторов — низкий уровень жизни, отсутствие гарантий трудоустройства, рассогласованность влияния агентов и институтов политической социализации. В условиях...

«Проблемы формирования бренда территории в лице ее политического лидера (на примере Украины и России)»

Новизна выбранной темы заключается в попытке обозначить основные причины и механизмы влияния политического лидера на процесс формирования бренда территории...

«Cовершенствование государственной политики в области развития человеческого капитала»

Если некогда решающими факторами являлись военная мощь, развитая экономическая система, информационно-технические достижения, то сегодня им становится человеческий капитал....

«Политический аспект институциализации системы власти в республиках Российской Федерации»

Качественно различные модели разделения властей складывались за 1990-е гг. в российских республиках и административно-территориальных субъектах федерации (областях, краях,...

Правительство Германии рассматривает возможность национализировать дочернюю компанию «Роснефти»

Речь идет о компании Rosneft Deutschland. Об этом написали ряд СМИ со ссылкой на источники в правительстве Германии....

«Сотрудничество России и других стран Брикс в социальной сфере»

Одной из таких организация является БРИКС — объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской республики. Сотрудничество между странами-участницами...

Захарова: отставка Нуланд знак того, что США будут “заметать следы” провала на Украине

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Вашингтон начинает “заметать следы” провала на Украине, в том числе через отставки, подобные...

«Анархизм как альтернатива существующему строю»

Анархизм как реальную политическую идеологию современные граждане никогда не рассматривают. В настоящее время, когда террор власти достигает своего...

Песков уверен, что в США будут внимательно изучать интервью Путина Карлсону

По его словам, в США интервью вызвало высокий интерес, хотя ряд СМИ не хотят его публиковать Дмитрий Песков...

«Украинская национальная идея: проблема определения понятия, принципы и направления»

Государственное самоосуществление — ключевая идея не только для украинцев, но и для всех людей, которые сегодня проживают в...

Послание президента Федеральному собранию

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. Президент Владимир Путин огласил послание Федеральному собранию. Выступление главы государства прошло...

«Влияние институциональных изменений на общественную стабильность»

В первом случае механизмом принуждения к исполнению правила выступает государственный орган, во втором — все члены группы, для которой установлено данное правило. Общественная стабильность (для целей данной работы) определяет процессы с точки зрения их способности удерживать изменения (колебания) в заданных (заранее известных) границах, в определенных параметрах, а также свидетельствует о способности системы восстанавливать нарушенное равновесие [1].

Очевидно, что институты подвержены изменениям, но характер этих изменений различается. Во-первых, формальные институты изменяются строго дискретно, неформальные — инкрементно. Интересным представляется взаимодействие этих двух видов институтов. Здесь существует несколько вариантов развития событий. 1) Первоначально появляются неформальные правила, а потом на их основе возникают формальные. Фактически это означает, что неформальные правила были легализованы и превратились в формальные (формализация). Т. е. в данном случае формальные и неформальные правила не находятся в противоречии, а более того они друг друга дополняют. 2) Создание или изменение в сторону таких формальных институтов, которые находятся в незначительном противоречии с неформальными, при этом будет происходить постепенное изменение последних до тех пор пока напряжение между ними не сократится до приемлемого уровня (т. е. происходит деформализация). Таким образом, в данном случае через изменение формальных институтов можно управлять или даже, вернее сказать, направлять изменения неформальных. 3) При резком изменении (например, революции) или создании таких формальных институтов, которые находятся в крайнем напряжении с неформальными, в зависимости от устойчивости первых возможны два варианта: а) формальные институты и их гаранты обладают достаточной силой и устойчивостью, чтобы поддерживать существование, а неформальные начинают медленно, но верно под них подстраиваться; б) формальные институты слабы (например, в силу высоких трансакционных издержек), поэтому «игроки» игнорируют их и руководствуются неформальными, вскоре происходит коррекция формальных институтов, легализующая неформальные практики. Последний сценарий был характерен для посткоммунистических стран, где произошли резкие изменения формальных правил, в то время как неформальные институты не были готовы к такому резкому демократическому скачку [2, c. 26—28]. В частности демократический транзит в коммунистическиъ странах имел различные исходы: в одних случаях новые формальные институты укоренялись, в других в реальности действовали неформальные институты контроля за электоральными процессами в то время, как формальные демократические институты создавали внешнюю видимость произошедшего транзита. В конечном итоге напряжение между формальными институтами и неформальными правилами может достичь такого уровня, что возникнут иные формальные институты, более соответствующие уже существующим неформальным практикам и отвечающие потребностям и интересам значимых акторов. «В этом случае нелиберальные черты молодой демократии обретают (конституционно-) правовые формы: антиконституционализм становится пусть не легитимным, но легально санкционированным устройством. Дефектные демократии все более движутся в направлении открытой автократии» [4].

Рассмотрев взаимодействие институтов, теперь необходимо перейти к пониманию институциональной среды и ее характеристик. «Институциональная среда — совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений» [2]. Иными словами институциональная среда — это совокупность всех ограничений, в которых находятся «игроки» или совокупность институтов. Институциональная среда имеет две важные характеристики: 1) иерархичность и 2) плотность. Иерархичность предполагает, что институты и правила (чаще всего данная характеристика относится к формальным ограничениям) неравнозначны и между ними существует определенная иерархия [5]. Даглас Норт выделяет три уровня в этой иерархии. Высшее место занимают конституции, промежуточное — законодательные акты, и внизу этой пирамиды — индивидуальные контракты. Конечно, это разделение достаточно условно и общо, и каждое конкретное общество будет отличаться от этой схемы. Но главный смысл иерархии заключается в том, что «изменение каждого уровня иерархии требует больших затрат, чем изменение предыдущего уровня» [5, c. 108]. Помимо этого правила более низкого порядка уточняют нормы правил более высокого порядка [2, c. 31]. В подтверждение вышеописанному можно рассмотреть российское законодательство и его иерархию.

Рисунок 1. Иерарахия формальных правил (правовых документов) в современной России * указано количество документов за период 1994—2008 гг. [3]

Вторая характеристика — плотность институциональной среды. Она показывает, насколько активно регулируется та сфера, в которой индивид осуществляет свою деятельность (эта характеристика опять же в большей степени относится к формальным правилам). Если плотность низкая, то можно говорить об «институциональной недостаточности», выражающейся в нехватке формальных правил и распространении правил неформальных. Такая ситуация имела место быть в 1990-х в России, где государство в это время было «институционально слабым», т. е. присутствовала недостаточность его регулирующей роли. В частности в это время действовало т. н. «указное право», когда с помощью президентских указов предпринимались попытки восполнить пробелы в законодетельной базе. Если рассмотрим гражданское законодательство, то увидим, что первая часть гражданского кодекса вступила в действие в 1995 году, вторая — в 1996 г., третья — в 2002 г. Безусловно, плотность институциональной среды положительно коррелирует с количеством формальных правил, действующих на «игроков». Также от плотности зависит уровень развития общества и его состояние. Общества с высокой плотностью институциональной среды являются более стабильными, их развитие (в т. ч. и институтов этого общества) являются более предсказуемыми. «Таким образом, плотность и стабильность институциональной среды являются ее взаимосвязанными характеристиками — более плотная среда является более стабильной, и наоборот» [3].

Выше мы рассмотрели институциональные факторы, влияющие на общественную стабильность. Таким образом, следует считать стабильным такое общество, в котором формальные и неформальные правила дополняют друг друга, либо существует незначительное напряжение. Другим признаком стабильности в обществе можно назвать изменения в соответствии с иерархией правил. Иными словами, в стабильном обществе изменения происходят сначала в нижней части иерархии, и лишь затем постепенные изменения на более высоком уровне. В то время как революции и другие социальные катаклизмы характеризуются тем, что в них происходит резкая смена правил конституционного порядка. 

Список литературы:

1.Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология. Политическая стабильность. Сущность и показатели политической стабильности. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=1069&chapter=46 (дата обращения 29.03.2013).

2.Аузан А.А. Институциональная экономика. М., 2005. — 415 с.

3.Кирдина С.Г., Рубинштейн А.А., Толмачева И.В. (Институт экономики РАН, г. Москва) База данных LAWSTREAM.RU:количественные оценки институциональных изменений [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kirdina.ru/doc/news/25sep11/TERRA-ECONOMIKUS.pdf (дата обращения 29.03.2013).

4.Меркель В., Круассан А., Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (II), © Некоммерческое Партнёрство «Редакция журнала ПОЛИС (Политические Исследования)», 2002. — № 2. — с. 20—31

5.Норт Д., Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, М., 1997. — 180 с.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest