Трамп: Скотт и Эббот рассматриваются как кандидаты на пост вице-президента

МОСКВА, 1 мар – ПРАЙМ. Бывший президент США Дональд Трамп заявил, что в рамках нынешней выборной кампании рассматривает...

«Феномен русского национализма в общественно-политическом дискурсе современной России»

Ключевые слова: национализм, идеология, внутренняя политика. Идеи русского национализма начали формироваться на рубеже XVIII и XIX вв., но...

«Тенденции развития российской государственной стратегии электронного правительства»

Однако, в экспертном сообществе создание в России «электронного государства» вызывает немало острых вопросов, кроме того по мнению О.В. Петрова не...

Элла Памфилова предложила разрешить собирать подписи на выборах через «Госуслуги»

Центризбирком по итогам текущей избирательной кампании предложит разрешить собирать подписи на федеральных выборах дистанционно. Такая возможность сейчас есть...

Украина и Израиль стали заложниками борьбы Трампа и Байдена. Комментарий Георгия Бовта

Сенат Конгресса США не смог принять законопроект о выделении средств для внешней помощи. Перед этим президент США обвинил...

Песков заявил о неизбежности столкновения с НАТО при отправке войск на Украину

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Если военные стран НАТО появятся на территории Украины, то конфликт России с альянсом...

Туск: Польша хочет, чтобы ЕС отменил торговые преференции, данные Украине в период СВО

ВАРШАВА, 7 мар – ПРАЙМ. Варшава предлагает Евросоюзу отменить все торговые преференции, которые тот предоставил Украине после начала...

«Современное понимание патриотизма в молодежной среде»

  Некоторые исследователи отмечают, что радикальная трансфор­мация ценностных ориентаций российской молодежи в последние 20 лет идет преимущественно в направлении...

«Планы СССР, США, Великобритании и Франции относительно будущего развития государственного управления в германии»

Первая послевоенная пятилетка стала переходным периодом, то есть периодом восстановления немецкой государственности, управления и устройства. Данный период был...

За морем только и разговоров, что о Такере Карлсоне

Бывший ведущий канала Fox News Такер Карлсон анонсировал интервью с президентом России Владимиром Путиным. Ожидается, что запись будет...

«Эволюция этнического радикализма на северном Кавказе (90-е годы ХХ века)»

Если же управленческие структуры – в результате неточной оценки ситуации осложняют существующие системы межэтнического общежития социально-политических, этнических, правовых,...

НОВИКОМ и АВТОВАЗ заключили соглашение на полях ИННОПРОМа

Дочерний банк Госкорпорации Ростех продолжает системную поддержку развития отечественного автомобилестроения. На полях крупнейшей промышленной выставки России ИННОПРОМ-2024 НОВИКОМ...

«Взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти Кабардино-Балкарии»

В современной России в значительной мере реализуется патерналистская модель взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Последнее поддерживает еще...

WSJ: интервью Путина Такеру Карлсону может быть опубликовано уже 8 февраля

Ранее Алекс Джонс рассказал, что интервью уже записано, длится два часа и выйдет «уже очень скоро»: «Такер не...

Путин: если США позволено, то почему другие так же не могут защищать свои интересы

СИРИУС, 6 мар — ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин заявил, что США сами выпустили “джинна из бутылки”, если...

«Информация и информационные ресурсы в политической сфере»

Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупности ресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура...

«Региональная политика Пермского края в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений»

Ключевые слова: государственная национальная политика; гармонизация межнациональных отношений; региональная политика; этнокультурное образование и поддержка традиционного народного творчества; реализация...

«Эволюция политических интересов Великобритании в отношении институциональной трансформации европейского союза: от « новых» лейбористов к консервативно – либеральной коалиции (1997 — 2011 гг.)»

Грядущий юбилей неизбежно вызовет очередной волнообразный всплеск интереса к европейским делам во всём мире. Положительно, Россия не станет...

«Сравнительный анализ избирательных систем России и Германии»

Германия представляет собой  государство, которое пережило в своей политической истории две мировые войны и находится на как экономическом,...

«Перспективы развития промышленности и транспорта Сибири в работах представителя позднего областничества С.В. Востротина»

Позднее областничество как общественное течение Сибири на сегодняшний день остается не достаточно изученным явлением, и многие источники, труды...

«Децентрализация в республике Казахстан: пути и этапы развития»

ABSTRACT

Establishment and development problems of institute of local government in Kazakhstan in the modern period of state legal construction appear to be of great importance. The process of decentralization and local government improvement is a sequence of particular stages assigned in development strategies of Kazakhstan.

Ключевые слова: местное самоуправление; децентрализация; концепция.

Keywords: local government; decentralization; conception.

Построение правового государства, формирование гражданского общества не возможно без развитого местного самоуправления.

Известный российский государствовед Н.И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечено системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем, обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением [3, с. 15]. Децентрализация, в свою очередь, представляет собой процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства [1].

Ю.И. Скуратов под самоуправлением понимает «качество, свойство народа и других социальных общностей, их способность управлять своими собственными делами» [4, с. 51]. Самоуправление, таким образом, определяется как управление самостоятельно самим собой, следовательно, управление народом самостоятельно на своей территории проживания, независимо от центра.

В Республике Казахстан процесс децентрализации и построения местного самоуправления проходит поэтапно. В стратегии развития Казахстана до 2030 года была закреплена идея передачи полномочий от центра на места. В соответствии с этим в государстве были предприняты попытки разработки законопроектов о местном самоуправлении, в которых пытались по-новому решить проблему местного самоуправления в организационно-правовом порядке. Однако работа над законопроектами велась в отсутствие развернутой Концепции местного самоуправления в Республике Казахстан, отражающей особенности национальной модели, что и отразилось на нежизнеспособности законопроектов.

На данном этапе развития местного самоуправления, не были закреплены законодательно такие основные признаки местного самоуправления, как их функциональная автономия, собственная компетенция и ответственность, организационная самостоятельность, судебная защита и другие гарантии местного самоуправления.

В дальнейшем в 2009 году в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 2001 года, были внесены дополнения и изменения, согласно которым в государстве «Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления» [5]. Аким области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа, наряду с функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления [5].

Маслихатам, как наиболее организованным субъектам местной представительной власти, отданы полномочия по организации формирования воли народа на местах. Важнейшим фактором в пользу маслихатов, как основы местного самоуправления, является возможность их политического влияния на местные исполнительные органы власти, их экономическая и финансовая самостоятельность, и др. Тем не менее, данная ситуация может быть позитивной лишь как временная политическая мера.

В 2012 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев 14 декабря в Послании народу Казахстана — Стратегия «Казахстан-2050» — «Новый политический курс состоявшегося государства» указал на необходимость грамотного проведения децентрализации управления. «Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. В 2013 году мы должны принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы» — отметил Глава государства [2]. Указом Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438 была утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан [2].

Согласно данной Концепции, которая предполагает два последующих этапа, развитие местного самоуправления пойдет по пути расширения потенциала действующей системы на нижних уровнях управления, и в дальнейшем на развитие непосредственно местного самоуправления.

В Казахстане, согласно Концепции, предполагается создание эффективной системы органов местного самоуправления, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощь государству в проведении социально-экономических преобразований и решать различные вопросы местного значения.

Однако построение местного самоуправления невозможно без участия самого населения. Наличие Концепции, нормативных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления это лишь формальная сторона, необходимо активно проводить политику по внедрению ее в жизнь, применение данных норм на практике, а значит стремиться вовлекать в развитие самоуправления сам народ. Для этого необходимо повышать правовую грамотность населения в области своих прав и обязанностей, своих возможностей, которые могут быть реализованы в сфере местного самоуправления.

На данный момент в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» закреплено, что Местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа [5]. Однако, необходимо отметить, что создание местного самоуправления более эффективно на низких уровнях, поскольку функционирование ее в пределах области, даже района является затруднительным.

Процесс децентрализации должен проходить обдуманно, постепенно и своевременно, поскольку проблемы, которые разрешаются функционированием данной системы органов, непосредственно связаны с населением на местах.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Результатом предлагаемых мер, согласно Концепции, в конечном итоге, будет реализация политики развития местного самоуправления, которая в свою очередь приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:

1. повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов местного значения;

2. повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте;

3. повышение политической стабильности в регионе и государстве в целом.

Следующим этапом является создание в Республике Министерства регионального развития. В состав новой структуры вошли агентства по земельным ресурсам, по строительству и Комитет регионального развития Министерства экономического развития и торговли РК, преобразованного в Министерство экономики и бюджетного планирования РК. Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Из этих трех агентств, которые сокращаются, создается специальное министерство, чтобы развивать местное самоуправление и больше передавать полномочий на места» [6]. Таким образом, наличие Концепции местного самоуправления, созданный специальный орган, информационное обеспечение населения и его правовое обучение, позволят в дальнейшем провести политику по совершенствованию развития местного самоуправления в государстве.

Список литературы:

1.Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А. Крылова и др.; под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2003. — 704 с.

2.Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zakon.kz/4527663-prezident-rk-podpisal-koncepciju.html (дата обращения 11.12.2013).

3.Лазаревский Н.И. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.: 1996. — 400 с. — С. 15.

4.Скуратов Ю.И. Концепция самоуправления народов СССР: понятие и содержание // Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М.,1991. — С. 51.

5.Zakon.kz. Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148-II — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021546 (дата обращения 10.12.2013).

6.Zakon.kz. Министерство регионального развития призвано развивать местное самоуправление — Президент РК [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zakon.kz/4527663-prezident-rk-podpisal-koncepciju.html (дата обращения 11.12.2013).

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest