«Аполитичность молодежи в современном российском обществе»
В рамках этого исследования рассмотрены различные аспекты, влияющие на политическое сознание молодого поколения, проанализировано состояние регионального законодательства о молодежи, эффективность различных проектов, формирующих кадровый резерв для государственных органов, воспитывающих молодых политиков, а также участие молодежи в избирательном процессе.
Аполитичность (от греч. «а» — отрицательная частица и «politikos» — государственные дела) пассивное, безразличное (действительное или мнимое) отношение к общественной жизни и политической деятельности. Аполитичность или «нейтральность», «надклассовость» обозначает жизненную позицию отдельного индивида по отношению к происходящим вокруг него политическим событиям [1].
Кардинальные изменения в обществе и государстве, которые Россия претерпевала во время развала СССР, переход к рыночной экономике и становление политического плюрализма сказались на формировании нового общественного сознания граждан. Опираясь на обстоятельный доклад «Молодежь в России» [3], созданный тематической группой ООН и адаптированный российскими экспертами в области исследований молодежи и молодежной политики В.А. Луковым, Ю.А. Зубок, В.Г. Леоновым, М.Л. Аграновичем, можно сделать вывод о расхождении между, так называемым, «процедурным минимумом» демократии и самим духом демократии, пронизывающим систему, где больше всего ценится активное участие граждан и отчетность политической элиты. Именно здесь кроется одна из главных первопричин аполитичности. Возникает вопрос: как же сделать политическую систему ближе к населению и воодушевить людей на более активное участие в политической жизни? Во многих посткоммунистических государствах это остается большой проблемой, в том числе и в РФ. Аполитичность молодого поколения на сегодняшний день довольно распространенное явление, тем не менее, демонстративный отказ молодежи от участия в сфере общественной жизни и их уход от политической активности, вызывает большую озабоченность у государственных деятелей различных уровней власти.
Вплоть до недавнего времени государство не уделяло достаточного внимания молодежи, как отдельной категории избирателей, однако выборы 4 декабря 2011 в Государственную думу Федерального собрания РФ VI созыва наглядно показали, что в подавляющей части субъектов РФ возрос процент молодых избирателей в возрасте от 18 до 30 лет от общего количества включенных в списки. В частности, по городу Магнитогорску явка на избирательные участки составила 66,87 %, из которых приблизительно 40 % составила молодежь. На примере города Магнитогорска видно, что впервые в истории современной России властям следует воспринять молодежь как реальную политическую силу, способную непосредственно повлиять на формирование органов государственной власти в стране. Исследуя причины столь возросшей политической активности среди молодежи, следует обратиться к статистике по стране в целом. Рассмотрев несколько социологических опросов, проведенных ВЦИОМ, можно сделать вывод о том, что подавляющее число респондентов действительно считает, что молодежь можно и нужно привлекать к участию в общественно-политической жизни страны [2].
Таблица 1.
Молодежь в политике
Причины, по которым молодежь может приобщиться к политической сфере, определяются следующей статистикой.
Таблица 2.
Молодежь в политике
Очевидно, что большинство опрошенных уверены в том, что для привлечения молодежи в политику, государство должно, прежде всего, обратить внимание на проблемы, беспокоящие молодежь, а также ее интересы. Это обеспечит повышение заинтересованности политическими процессами, так как молодежь будет ощущать поддержку государства в плане реализации их прав и возможностей в различных сферах общества, таких как образование, культура, охрана труда, трудоустройство, духовное и физическое развитие.
На сегодняшний день правительство РФ развернуло крупномасштабную кампанию по привлечению молодежи к управлению государством. В феврале 2012 председатель партии «Единая Россия» Д.А. Медведев выдвинул на первый план принцип внутрипартийной демократии и омоложения руководящих партийных рядов, взяв тем самым курс на поддержку молодых политиков, молодежных общественных объединений, политическое воспитание студенческой молодежи. Если проанализировать результаты отчетно-выборных собраний, проводимых партией «Единая Россия» по городу Магнитогорску, в ходе которых проходили выборы секретарей — высших должностных лиц первичных отделений партии, действительно прослеживается динамика понижения планки возраста членов партии, выбранных в качестве секретарей в ходе внутрипартийных праймериз. Так, среди секретарей первичных отделений более 50 % составили люди до 40 лет, среди пожелавших вступить в партию (сторонников) также прослеживается подобная динамика: более 50 %, написавших заявление на вступление в партию составила молодежь до 30 лет. Избрание на какую-либо партийную должность, собственно как и вступление в политическую партию, является примером вертикальной социальной мобильности, иначе говоря, явление «социального лифта».
Председатель «Союз Молодых Металлургов» А.Е. Бобраков постоянно указывает на необходимость оказывать поддержу политически активной молодежи на уровне государственной власти. По его словам, на двенадцатом съезде партии «Единая Россия» явно прослеживалась тенденция увеличения числа молодежи среди делегатов, что является одной из главных задач, правящей партии. Власть доверяет молодым, и именно Народный фронт сыграет серьезную роль в обновлении депутатского корпуса.
Несмотря на выше сказанное, мы отмечаем тот факт, что современная молодёжь 18—35 лет скептически оценивает перспективы своего карьерного роста: большинство считает, что это сложно или практически невозможно. По статистике на сегодняшний день достичь успеха в политике считают возможным лишь 7 % опрошенных.
Таблица 3.
Молодежь в политике
Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Таблица 4.
Молодежь в политике
В оценках возможностей политического развития наиболее оптимистично настроена молодёжь Москвы и Санкт-Петербурга, наиболее пессимистично — молодые жители малых городов и сёл. К сожалению, высок процент тех людей, которые считают, что достичь успеха на политическом поприще возможно лишь имея хорошие связи. На втором месте по шкале полезности в развитии карьеры политика молодежь считает наиболее необходимой высокую профессиональную подготовку, что говорит о готовности и желании молодежи постигать тонкости политической науки и принимать непосредственное участие в политическом процессе.
Однако, даже имея все необходимые навыки и реальное желание, заниматься общественно-политической работой в РФ достаточно тяжело в силу отсутствия четко оформленной законодательной базы на федеральном уровне.
Несмотря на то, что Российская Федерация является демократическим и социальным государством, на сегодняшний момент до сих пор на федеральном уровне не принят закон о молодежи и государственной молодежной политике. Вследствие этого регулирование и деятельность в области молодежной политики осуществляются на уровне дискретных законодательных актов, среди которых можно выделить узконаправленные федеральные законы, которые можно отнести к молодежной политике — указы Президента РФ, касающиеся молодежи, и постановления Правительства РФ, относящиеся к данной сфере.
Список литературы:
1.Большой энциклопедические словарь [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://slovari.yandex.ru/
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=272
3.Молодежь в России /под ред. В.А. Лукова [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/6/Lukov_United-Nations-Theme-Group/