«Концепция легитимности власти в трудах западных учёных Ж. Д’аспремонта, Д. Битама и Ю. Хабермаса»

С помощью выборов политические лидеры стараются доказать свою легитимность в глазах граждан собственного государства, а также обществ и...

«Эволюция этнического радикализма на северном Кавказе (90-е годы ХХ века)»

Если же управленческие структуры – в результате неточной оценки ситуации осложняют существующие системы межэтнического общежития социально-политических, этнических, правовых,...

Песков: Москва не признает решения МУС, выдавшего ордера на арест военачальников из России

МОСКВА, 6 мар – ПРАЙМ. Москва не признает решения Международного уголовного суда (МУС), выдавшего ордера на арест военачальников...

Песков: Москва не будет закрывать глаза на разговоры о возможных атаках на РФ

СИРИУС, 6 мар — ПРАЙМ. Россия не хочет ничего взрывать, но не будет на закрывать глаза на разговоры...

СМИ США обсуждают прилет Карлсона в Россию

Экс-ведущий Fox News заявил, что возьмет интервью у Владимира Путина. Многим американским СМИ это не нравится. Сам Такер...

«Развитие принципов свободы совести в «декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений»»

Этот документ стал определенным итогом предыдущей работы в области международного права касательно религиозной свободы и явился компромиссным вариантом...

«Сравнительный анализ государственной политики интеграции мигрантов в странах запада и Российской Федерации»

Ключевые слова: иммиграция,интеграция,мультикультурализм. Решение проблемы эффективной реализации миграционной политики, а также разработка действенных концепций интеграции мигрантов в принимающий...

Песков заявил о неизбежности столкновения с НАТО при отправке войск на Украину

МОСКВА, 27 фев – ПРАЙМ. Если военные стран НАТО появятся на территории Украины, то конфликт России с альянсом...

Министр Сийярто: Орбан и Трамп обсудят установление мира в Европе

БУДАПЕШТ, 5 мар – ПРАЙМ. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и бывший президент США Дональд Трамп встретятся во Флориде...

Глава МИД Юсуф Туггар: Нигерия намерена вступить в БРИКС

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Нигерия намерена подать заявление на вступление в БРИКС после проведения необходимых мероприятий внутри...

Палата представителей США приняла законопроект о частичном финансировании правительства

ВАШИНГТОН, 7 мар – ПРАЙМ. Большинство членов палаты представителей США приняло законопроект о частичном финансировании правительства страны на...

Bild: дед главы МИД Германии Анналены Бербок был убежденным фашистом

Он служил в вермахте и был ярым сторонником национал-социализма Дед министра иностранных дел Германии Анналены Бербок, как оказалось,...

МИД России рекомендовал гражданам РФ воздержаться от поездок в страны Прибалтики

МОСКВА, 7 мар – ПРАЙМ. Министерство иностранных дел России вновь порекомендовало россиянам воздержаться от поездок в Прибалтику. Об...

«Проблемы отношений Южной Кореи со странами центральной Азии на постсоветском пространстве»

В свою очередь, странам Центральной Азии (ЦА) Сеул нужен в качестве нового партнёра в экономическом развитии, поскольку значительное...

Трамп назвал округ Колумбия “болотом” после победы Хейли на праймериз

МОСКВА, 4 мар – ПРАЙМ. Кандидат в президенты США от “республиканцев” Никки Хейли победила в “болоте”, потратив время,...

«Украинская национальная идея: проблема определения понятия, принципы и направления»

Государственное самоосуществление — ключевая идея не только для украинцев, но и для всех людей, которые сегодня проживают в...

Песков: слова Литвы о “нейтрализации” Калининграда – повод усилить безопасность

МОСКВА, 28 фев – ПРАЙМ. Калининградская область и ее столица — это российский регион и так будет всегда....

«Неопределенность как основной вызов для внешней политики России»

Ключевые слова: неопределенность, внешняя политика России, мировой порядок. Неопределенность, то есть дефицит точной информации о текущих и будущих...

«Политическая культура как фактор стабильности политической системы»

Ключевые слова: политическая культура, политическая стабильность, институт выборов, легитимность. Стабильность политической системы обусловлена способностью власти адекватно реагировать на...

«Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе: обращения в европейском суде по правам человека, как механизм отражения социальной ситуации в уголовно — исполнительной системе»

С вступлением Российской Федерации в Совет Европы и ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и...

«Тенденции развития российской государственной стратегии электронного правительства»

Однако, в экспертном сообществе создание в России «электронного государства» вызывает немало острых вопросов, кроме того по мнению О.В. Петрова не существует единой, общепризнанной «альтернативы построению фундамента электронного правительства и затем возведения всей системы «этаж за этажом» [3, c. 70]. По нашему мнению, главным вопросом современности остается адап­тация мировой концепции формирования «электронного общества» на основе создания «электронных государств», к условиям и специфике каждого государства, исходя из его возможностей и потребностей.

Анализируя «извилистый путь прогресса» на современном этапе политической модернизации России, по нашему мнению, не снята с повестки дня потребность в теоретическом осмыслении концепций, положений и конструкций, в которых находят свое логико-понятийное выражение вопросы создания механизма для перехода централи­зованного, иерархического правительства — к новой модели управления. Данная модель основана на «цифровой экономике», реализации концепции «электронного правительства» как составной части реформы системы государственного управления.

В начале первого десятилетия XXI в.идея «управляемой демократии», реализуемая в России органами власти, породила теневую идеологию. Устаревшая модель информатизации государст­венного управления, недостаточная эффективность государственной власти, несоответствие количества полномочий и функций государст­венного управления качеству оказываемых услуг гражданам требовало в стране реформы административной, технического регулирования процессов управления, саморегулирования и самоорганизации и, соответственно, качественного обновления политики государства. Театрализация и нарциссизм политиков, коррупция и преступность, грубые политтехнологи, рост государственного аппарата и  повышение расходов на его содержание на фоне низкого уровня доверия граждан власти утратили свою меру и были в числе причин, инициировавших проведение политической реформы (сокращение функций государ­ственных органов).

Реформы, начатые в 2000 г. превратились в контрреформы и, соответственно, были практически свернуты. Россия, оставаясь генети­чески наследницей советского режима, исчерпала прежний ресурс мобилизационного типа реформирования страны. Идеологические ресурсы веры и энтузиазма, политические зажимы и  дисциплинарные техники не приносили результата, так как полноценная модернизация при отсутствии свободы не осуществима. Низкая эффективность государственного аппарата России, построенного за годы советского периода по иерархическому принципу, как следствие нерешенных конфликтов интересов исполнительной власти на федеральном уровне в части разграничения политической, правовой и административной сферы, непоследовательное решение проблем в сфере политической рефлексии модернизации власти отразилось на реформаторской деятельности регионов.

По мнению исследователей В.И. Пантии и В.В. Лапкина «Даже такой беглый обзор проблем свидетельствует, что сегодня не существует более приоритетной национальной задачи, чем реформирование системы государственного управления, поскольку от ее решения, прежде всего, зависит способность России справиться с другими проблемами» [2, c. 43].

Следует отметить, что в Послании ПрезидентаРоссийской ФедерацииВ.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г. жестко и правдиво прозвучало: «Мы стоим перед лицом серьезных угроз. Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб. Политическая система развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен. Большинство отраслей экономики неконку­рентоспособны. При этом численность населения продолжает падать. Бедность отступает крайне медленно. Международная обстановка остается сложной. Конкуренция в мировой экономике не снижается. Вокруг нас — страны с высокоразвитой экономикой. Надо прямо сказать: они оттесняют там, где могут, Россию с перспективных мировых рынков» [4, с. 12]. Принципы политического руководства российской бюрократии оказались несовместимы с намеченными путями реформирования и изменения идеологической ориентации общества. Глобальный по своей политической значимости процесс «политической реформы» при сохранении основ государственного строя неизбежно приводил к демократизации властных отношений, становлению плюрализма и либерализации экономики и общества.

Полагаем, что с точки зрения политологии, данный взгляд на необходимость «смены вектора развития» весьма существенен в понимании смысла дальнейшего формирования «электронного государства»: «создания сети инициаторов перемен в правительстве и обществе» [3, c. 17], инициаторов перехода от модели автономно-разрозненных министерств к интегрированному электронному прави­тельству. Политиками и государственными деятелями делается вывод о том, что аппарат авторитарной модернизации, ее политический и административный состав является тормозом проведения реформ.

Требуется смена ценностей и принципов взаимоотношения власти общества. В государстве с 25 тысячами муниципалитетов, необходим запуск модернизационных процессов в институциональной среде государственной власти. Административная реформа, привед­шая к росту числа чиновников и к дальнейшему повышению расходов на содержание государственного аппарата, по мнению А. Кулика, — не имеющая практических успехов в административной сфере «продолжавшаяся полтора года, забуксовала на подсчете 6-й тысячифункций государства, и за два дня до президентских выборов 2004 г. В. Путин поставил точку, объявив, что реформа завершена, и представил обществу новую структуру и состав федерального правительства» [1, c. 2].

Учитывая важную роль государства в разработке направлений политической реструктуризации, сам процесс создания концепции реализации «электронного правительства» в качестве ее составной части реформирования был, по сути, ответом на вызовы, исторически свойственные нашей стране, начиная с объективного влияния на Россию внешней среды, проводимой социально — экономической и политической модернизации и технологических инноваций и закан­чивая основополагающими приоритетами национального развития.

Рассматривая политическую реформу как основополагающий фактор модернизации всего российского общества через призму внедрения информационных технологий, необходимо отметить, что нынешняя российская власть стремится войти в число развитых государств мира, преодолев свой периферийный и полупериферийный статус. Преодолевая кризисную парадигму, власть сделала свой выбор в пользу формирования «электронного государства», используя технологии социального партнерства; парламентаризма и переговор­ного процесса; принятия и реализации политических решений в разрешении политических конфликтов.

Современные требования информационного общества к государ­ственному управлению предполагают обеспечение условий для инно­вационных изменений управленческой деятельности, межведом­ственного взаимодействия, высокой информационно-технологической грамотности в использовании программных методов и, соответ­ственно, изменения системы политических отношений, политических ценностей, сути политической деятельности институтов власти. Политическая поддержка процесса разработки государственной политики Российской Федерации в сфере развития информационного общества, информатизации и модернизации управления направлена на преодоление информационного нигилизма в обществе, который препятствует развитию и становлению российского цивилизованного государства.

Список литературы:

Кулик А. «Электронное государство» как вызов для отечественной политической науки, Сб.: «Управление государством: Проблемы и тенденции развития» — М.: РОССПЭН, 2008.

Пантии В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России. К обсуждению гипотезы // Политические исследования. 1998. № 2. — С. 43.

Петров О.В. Стратегия электронного правительства в России: на пути к эффективному государству, ориентированному на граждан. // Информационное общество. — 2007. — № 1—2. — С. 28.

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Официальный сайт Президент России. [Электронный ресурс.] — Режим доступа/ — URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2003/05/44623.shtml.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest